В 2024 году Благовещение Пресвятой Богородицы — один из 12 наиболее значимых праздников в православном календаре — приходится на последний день третьей недели Великого поста.
Удивительное сочетание праздников бывает во время Великого поста, когда одновременно прославляются Благовещение Пресвятой Богородицы и Крест Христов. Вместе с умилительным пением «Архангельского гласа» в храмах звучит строгое, но трогающее душу песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». За одним богослужением соединяются, казалось бы, несовместимые чувства: радость и печаль. Но это соединение благой вести о спасении и воспоминания о Кресте имеют глубокий смысл. Главный мотив этих двух событий – любовь, главная сила – смирение, главная цель – спасение человека.
По любви к человеку Бог послал в заражённый грехом мир Сына Своего Единородного. Сын Божий Иисус Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8). Для чего же было явлено это великое смирение? Тот, Кто сотворил мир и держит его в Своей власти, принимает естество сотворённого человека, чтобы спасти его. Любовь и смирение являют нам Крест спасения.
Благовещение – это также проявление Божественной любви в заботе о спасении человека. Благовещение – это весть о Кресте и Воскресении и в тоже время смирение Пресвятой Богородицы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).
В сочетании чествования Креста Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь показывает нам нераздельность двух важнейших добродетелей – любви и смирения. Какое значение они имеют в нашей жизни?
Любовью, которая открыта людям в Евангелии, именуется Сам Бог (1Ин.4,8). Подлинная любовь соединяет человека с Господом, так высока и важна эта добродетель. Её выражением служит исполнение заповедей Христовых. Приобретается навык любви к незримому Богу через проявление сострадательной любви к окружающим людям. Евангельская любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, милосердствует, долготерпит, сорадуется истине (1Кор.13,4-7).
Смирение – это дар Божий. Где смирение, там нет гордости, себялюбия, зависти, осуждения, гнева, мести. Без смирения не может быть истинной любви. По мысли русского философа Н.Бердяева, смирение подразумевает не уничтожение человеческой воли, а её просветление. Оно — основа всех добродетелей и дверь, открывающая сердце человека для благодати Божией. В жизни христианина смирение имеет три степени проявления. Первая степень – смирение перед Богом. Это постоянное «зрение» своих грехов, соотнесение своей жизни с Евангелием: насколько наши мысли, желания и поступки соответствуют заповедям Христовым. Смирение перед Господом — это подчинение своей, человеческой воли воле Божией и внутреннее духовное убеждение, что всё, что хорошего достигает человек в своей земной жизни, дарует ему Бог. Вторая степень – смирение перед людьми. Смиренный человек не видит чужих грехов, никого не осуждает, никому не завидует, не гордится, не раздражается, но покрывает любовью недостатки окружающих. Третья, самая сложная степень этой добродетели – смирение по отношению к самому себе. Оно зарождается в сердце человека, когда он перестаёт всё оценивать с позиции своего «я». В таком состоянии человек не замечает своих добрых дел, он испытывает постоянную потребность совершать их лучше, творить их постоянно. Смиренный по отношению к себе человек в любой ситуации находит повод укорить себя, а не ближнего, видит свои недостатки, и его совесть указывает ему на совершенную им неправду.
Эти две добродетели – любовь и смирение, по слову преподобного старца Паисия Святогорца, делают путь спасения радостным и лёгким. От человека требуется одно: они должны быть в его сердце и проявляться в жизни постоянно. Поэтому всё, что мы стараемся делать Великим постом, мы должны делать ежедневно в продолжение всей жизни. Будем же следовать по тому пути, который указывает Церковь Христова уже более двух тысяч лет. Это путь возвращения к Богу и обретение человеком вечной радости в Его Царствии.
И в этот праздник Благовещения Божия Матерь напоминает нам, что нет любви без настоящей жертвенности, и нет жертвенности без креста, как нет и радости совершенной без крестной скорби. Только за Голгофой следует неизреченная радость Воскресения!
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая