Рождество Иоанна Предтечи Крестителя Господня

Общество

Рождество Иоанна Предтечи, честного славного Пророка и Крестителя Господня 

7 июля  — День Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который Православная Церковь отмечает с особым торжеством,  этот праздник относится к числу великих.

Иоанн Креститель был воистину небесным человеком и земным Ангелом. Его покаянная проповедь была настолько сильна, что многие иудеи (и даже фарисеи) приходили креститься в водах Иордана. Своим личным примером, ангельской жизнью, святой Иоанн снискал славу Пророка.

Но это не остановило злочестивого царя Ирода заключить в темницу светильника живой веры и проповедника покаяния. Правда, главное дело своей жизни  Иоанн уже совершил. Он подготовил народ к пришествию Мессии, Иисуса Христа – исправил кривые пути и понизил горы надменности еврейского народа.

Из Святого Евангелия мы знаем, что уже самое рождение Предтечи Господня было необыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы.

Рождается Предтеча, и его отец священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.

Предтеча был предназначен Богом ещё до рождения к выполнению труднейшей миссии, подготовке людей к переходу от формального исполнения буквы закона к духовному восприятию, становлению на путь нравственного совершенствования.

На это служение мог быть поставлен  только совершенный человек, освящённый Духом Святым от утробы матери. И не случайно Господь называет его величайшим из рождённых женами и ангелом, которому надлежит приготовить для Него путь. Поэтому с самого своего рождения Иоанн проходит сквозь горнило искушений.

С первых дней появления на свет он, как и 14 тысяч Вифлиемских младенцев, стал исповедником и телохранителем  младенца Христа, пострадав за Него от гонителей. По этой же причине он очень рано остался сиротой, потому что его отец, праведный Захария, был убит в храме между алтарём и жертвенником, не желая выдать  супругу и ребёнка.

А святая Елисавета, которая убежала с младенцем в пустыню и чудесным образом скрывалась от преследователей в горе, умерла вскоре.

Долгие годы Господь чудесным образом хранил и воспитывал отрока в пустыне, где он научился суровым подвигам воздержания, пока не вышел на своё служение. А служение его заключалось в том, чтобы подготовить  людей покаянием, исправлением нравов к пришествию Спасителя.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2), —  учил он толпы народа, приходившие к нему за советом и наставлением. Он тот, о ком свидетельствует Исаия: «Глас, вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему…» (Ис.40,3).

Он называется Ангелом, то есть посланником Мессии, потому что посылается  приготовить путь для Него, чтобы всякая ложбина и впадина была выровнена, а всякая гора и холм срезаны для победного шествия  Христа по земле.

Это значит, что всякий изъян и недостаток человека должен исправиться, всякая гордыня и превозношение смириться, чтобы люди были способны принять Спасителя в своём сердце, а вместе с Ним радость избавления от тирании греха.

Всей своей жизнью Предтеча служил Спасителю. Он был последним пророком Ветхого Завета и первым – Нового. Он был мучеником за правду, потому что пострадал от правителя Ирода, обличая его грехи. А до этого всю жизнь Иоанн был бескровным мучеником, девственником, подвижником и первым монахом.

Но он был велик не только подвигами, не только тем, что жил в пустыне, питался акридами и диким мёдом, не пил никогда вина и облачался в грубую одежду. Предтеча был велик своим великодушием, смирением, самоотверженностью в служении.

Будучи другом Спасителю, Его поклонником и служителем, он не стал ходить за Ним, но самоотверженно выполнял свою миссию в мире. Даже, можно сказать, юродствовал, когда посылал учеников спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11,3).

Конечно, он знал, что это Спаситель мира Христос, но не боялся показаться незнающим ради пользы учеников, чтобы они сами познали Мессию по делам Его.

Рождение праведника – великое благословение для людей, потому что молитвами праведников держится мир. Но призвание праведника – обличать неправду в этом мире. Он является эталоном, свидетелем правды Божией, примером и призывом к исправлению, и потому праведников всегда гнали.

Спасительное дело проповеди покаяния остаётся действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2).

Покаяние и вера во Христа Спасителя – это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слёзы покаяния – это благодатный дождь, который омывает всякую  нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати.

Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению своей жизни, очищению от грехов действенен и для нас сегодня. Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтесь,… сотворите же достойные плоды покаяния…(Лк.3,8).

Будем же,  как можно чаще, переноситься мыслью в пустыню, где жил Иоанн до начала своего служения,  постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня, и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю.

Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие. Да поможет нам в этом  Господь молитвами Пречистой  Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Престола Божия и непрестанно молящихся о наших душах.

И тогда Господь сможет прийти в нашу душу, исправленную покаянием, и сотворить её блаженной обителью Святого Духа.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая.

Фото: dzen.ru