Шесть признаков, что у вашего ребенка хороший учитель

Большая перемена

Проведенный недавно среди учителей социологический опрос показал, что хороший преподаватель — это тот, кто, прежде всего, хорошо знает свой предмет. Он любит и уважает детей, а также свою профессию. Важен педагогический талант (это качество выделили 10% опрошенных), а также психологическая гибкость (9%). А сами учителя назвали такие незаменимые качества для педагога, как доброжелательность и чувство юмора (8% респондентов).

Но как понять, что у преподавателя есть талант и он проявляет психологическую гибкость при общении с учениками? «КП» поговорила об этом с преподавателем МГППУ, профессором кафедры Научных основ экстремальной психологии Мариной Розеновой.

1. Доступность для общения

Умение общаться — доносить свою мысль, слушать собеседника, выстраивать в диалоге определенные отношения — это одно из важнейших профессиональных умений учителя. Доступность, открытость для общения особенно важна для преподавателей в школе. Это значит, что дети не боятся задавать учителю вопросы, а он остается для них лидером и авторитетом. Eсли же учитель обозначает себя как более важного, чем ученики, человека, и дети лишний раз боятся у него что-то спросить, то это признак профнепригодности.

КАК ЭТО МОЖEТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ НА ПРАКТИКE: Например, во время урока ученик с места делает какой-то комментарий. Да, его никто об этом не просил и слова ему никто не давал. Вариантов реагирования множество, но учитель, доступный для общения, не будет делать вид, что ученика не существует, а прокомментирует тему, которую ученик затронул, покажет вариант развития его идеи, даст контраргумент. Такой способ поведения дает ученикам ощущение, что «меня видят», «я ценен», «можно быть активным», и из этого может родиться обмен мнениями.

2. Способность поддержать

Часто дети робеют отвечать перед всем классом, даже когда знают материал на отлично. Важное умение учителя — дать ребенку психологическую поддержку. Иногда бывает достаточно ободряющего взгляда, можно воодушевить словами: «Начинай, я помогу».

КАК ЭТО МОЖEТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ НА ПРАКТИКE: Часто бывает так, что ребенок смущается, ему трудно даются выступления перед одноклассниками. Хороший учитель, во-первых, сразу это заметит и поймет. А во-вторых, сориентируется и приободрит. Может, напомнит стесняющемуся ученику пример из собственных школьных будней. Это позволит быстро придать ребенку уверенность в себе. А если смущение слишком сильно, будет использовать другие формы контроля знаний — индивидуальный опрос, письменный — пока ученик не освоится в классе.

3. Умение критиковать и оценивать

Обратная связь необходима в процессе обучения. Eсли педагог отпускает фразы «опять неправильно», «всё не так», «глупость полнейшая» — это полностью убивает у ученика желание учиться и проявлять инициативу. Хороший учитель, критикуя, показывает путь решения, рассказывает, как можно сделать по-другому, ободряет, уточняет, комментирует. Он обосновывает, почему выбранное учеником решение неудачное, и высказывает свое экспертное мнение — какое другое решение можно попробовать.

КАК ЭТО МОЖEТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ НА ПРАКТИКE: Когда преподаватель комментирует ответ ученика, он характеризует его решение, действие, а не личность ребенка. Например, говорит: «Ты сейчас допустил ошибку в этом упражнении. А ведь такое уже было в прошлый раз, в таком же примере». Комментарии «Вечно ты ошибаешься!» «Какой же ты глупый!» недопустимы.

Во-вторых, учитель показывает путь, которым можно исправить ситуацию. Например, говорит: «Перед тем, как писать следующее предложение, еще раз прочитай правило, и в соответствии с ним сделай упражнение. Тогда все получится!».

4. Способность объяснять один материал разными способами

Дети воспринимают учебный материал по-разному. Кто-то больше ориентируется на слух, другой — на зрение, третий и вовсе любит потрогать все руками, кинестетик. К тому же у детей разный опыт восприятия педагога, поэтому компетентный учитель — тот, который способен объяснять один и тот же материал разными способами.

Как-то ко мне приходила учительница и сетовала, что 20 раз объясняла ученикам одну и ту же тему, а они опять написали проверочную работу плохо, кто-то еле на тройку вытянул. Я верю, что она прикладывала усилия и много раз объясняла одно и то же. Но проблема в том, что объясняла одинаково, повторяя все по заученному. А надо так: не получается на цифрах, перейди на буквы, не дается словами, приведи образные примеры. И пробуй дальше, пр
оявляй как учитель креативность, творческое начало.

КАК ЭТО МОЖEТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ НА ПРАКТИКE: Некоторым ученикам трудно усвоить абстрактные понятия, числа — что такое электрический ток или химическая реакция. В таком случае приходят на помощь образы или понятия из других школьных дисциплин, применяются «межпредметные учебные связи». К примеру, объясняя химические закономерности, можно использовать образы из обычной жизни ребенка, скажем, как мама готовит еду на кухне. Важно использовать тот контекст, те знания, которыми ребенок уже обладает, а еще лучше, выбирать из того, что ученикам интересно и понятно. Но для этого учитель должен быть эрудированным в разных областях и заинтересованным в учениках, знать условия их жизни и интересы.

5. Эмоциональная устойчивость и терпимость

Эмоциональная стабильность учителя позволяет минимизировать срывы. Для педагога важно быстро замечать в себе психическое напряжение и им управлять, а не давать чувствам волю. Хороший самоконтроль, способность к саморегуляции, умение не поддаваться симпатиям и антипатиям, оставаться в нейтральной профессиональной позиции в конфликтных и спорных ситуациях, — золотые качества учителя. Толерантность, терпимость обязательны для педагога, ведь дети в классе разные — со своими особенными темпераментами, различных национальностей и культур.

КАК ЭТО ПРОЯВЛЯEТСЯ НА ПРАКТИКE: Бывает, что дети хотят вывести преподавателя из себя, позлить. Реагировать на такое поведение обязательно надо, игнорирование ни к чему хорошему не приведет, события станут развиваться по принципу «дальше — больше». Но важно не реагировать так, как ожидают ученики — учитель выйдет из себя, разозлится, обидится, откажется продолжать урок. Педагог должен в этот момент хорошо помнить, что взрослый в классе — он, и ему нужно руководить. Хотя бы и мычащим коллективом. Вот здесь и нужно проявить свое педагогическое мастерство и креативность. Например, можно подходить к разным ученикам, прислушиваться, кто как мычит, и давать такой комментарий: «А у Леши интереснее мычание, музыкальнее». Так учитель придает действию учеников новый смысл, а, значит, первоначальная цель «разозлить» теряет свою актуальность, «мычание» можно завершить совместным «хором» и быстро перейти в деловой режим урока.

6. Ориентированность на сотрудничество

Профессия учителя дает большой соблазн — упиваться властью, силой своего статуса. Поэтому показатель профессионализма педагога — ориентация на равноправное сотрудничество, в котором учитель — это консультант, а принцип взаимодействия такой: «Ты учишься, а я тебе помогаю».

В современном мире недаром побеждают системы образования Финляндии и Сингапура. В этих странах педагоги практикуют консультативные стратегии, идею сотрудничества, а не доминирования преподавателя над учениками, и это дает потрясающие результаты, раскрывает уникальные способности учеников.

КАК ЭТО ПРОЯВЛЯEТСЯ НА ПРАКТИКE: Ученики с помощью консультаций учителя готовят проекты и защищают их перед сверстниками. Наиболее сложные аспекты темы преподаватель может представить сам, поможет с демонстрацией презентации, но всю основную работу выполняют ученики.

Таким образом, учитель и ученики работают, как единая команда исследователей. А ученики получают главный навык — умение самостоятельно осваивать новые знания и применять их на практике.

«Комсомольская правда»

Добавить комментарий