Из Священного Писания мы знаем, что прежде видимого мира был создан Богом мир невидимый, мир Ангельский. Назначение Ангелов двоякое. Оно состоит, во-первых, в том, чтобы славословить Бога: Ангелы непрестанно взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» (Ис.6:3). А во-вторых, чтобы служить человеку, поэтому Ангелы получили наименование «служебные духи» (Евр.1:14).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые Серафимы (Ис.6,2), что в переводе с еврейского означает «пламенеющие». Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви к своему Создателю.
После них Господу предстоят Херувимы (Быт.3,24), что в переводе значит «многое разумение» или «излияние премудрости», так как через них посылается премудрость и подаётся просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения Престолы (Кол.1,16). Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов и с радостью служат Богу. Они наставляют поставленных от Бога земных властей мудрому управлению. Учат владеть чувствами, укрощать греховные наклонности, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет.3,22) исполняют волю Божию. Они сами творят чудеса и посылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее.
Святые Силы помогают людям в трудах, возложенных на них, чем и объясняют своё имя – «силы»- и носят немощи немощных. Они так же укрепляют каждого человека в терпении, чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом мужественно переносил все напасти, со смирением благодаря, за всё Бога, который всё устраивает к нашей пользе. Ангельские Силы сообщают людям разные благие вести от Бога. Из Священного Писания мы знаем, как являлся Ангел Божией Матери, святому праведному Захарии, Иосифу Обручнику.
Власти (1Пет.3, Кол.1,16) имеют власть укрощать силу дьявола. Они утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах. Помогают отгонять злые помыслы и побеждать врага рода человеческого.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол.1,16) называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Они учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной выгоды и славы, а ради чести Божией и пользы ближних — служа общим нуждам всех своих подчинённых.
Архангелы (1Сол.4,16) благовествуют о великом, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3,22) наиболее близки к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Каждый из нас ощущал действие Ангельских Сил: чего бы с нами не произошло что-то плохое, что могло произойти, что-то нас остановило, как- будто невидимая рука помогала нам. Мы говорим, что это Господь, и это правильно. Но Господь действует через Своих Ангелов. Если кто-то сохранил свою жизнь или сделал что-то благое, то нужно помнить, что никакое благое дело человек не делает без помощи и поддержки Небесных Сил. Каждому человеку в святом крещении даётся Ангел-Хранитель, который помогает, укрепляет, охраняет человека. Древние подвижники знали, что Ангел-Хранитель посылается от Бога сохранять жизнь человека и первым встречать его душу после кончины. Он возносит душу человека к Богу и защищает на мытарствах.
Над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, имя которого переводится «кто как Бог» — верный служитель Божий. Это он низверг с Неба возгордившегося денницу с другими падшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». Отцы Церкви писали, что именно святой Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт.3:24).
На Руси Архангел Михаил почитался как небесный воин, возглавляющий Господне воинство. Он был также покровителем русских воинов: помогал им сражаться с иноземцами, укреплял их мужество и боевой дух. Защита городов русских Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась Её явлениями с воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила. Не было на Руси города без храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.
И в этот праздник, прославляя наших близких заступников, будем же помнить, что лучшим подарком для наших небесных покровителей может быть только наша богоугодная жизнь. В этом да поможет нам Господь по молитвам святого Архистратига Божия Михаила, наших Ангелов- хранителей и всех бесплотных Сил Небесных.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая