28 июля — День крещения Руси

Общество

28 июля — День крещения Руси, день памяти святого равноапостольного князя Владимира

1036 лет, как наша страна приняла Православие, объявив его государственной религией. И в современном российском календаре с 2010 года появился ещё один государственный праздник – День крещения Руси. Мы признали духовную связь прошлого и настоящего России, а значит и будущего её.

Чтобы знать, как нам поступать в наши дни, какие ориентиры избрать, необходимо знать историю нашей Родины и то духовное содержание, те нравственные ценности, которые наполняли души русских людей на протяжении многих столетий.

Крещение Руси… Как много значат эти слова для славян. Это событие, коренным образом изменившее их жизнь. Этот переворот в истории тесно переплетается с именем князя Владимира, причисленного Церковью к лику святых, которому Бог судил просветить Христовой верой языческую русскую землю варваров славян.

Жизнь святого князя очень рельефно и с большой любовью описал преподобный Нестор летописец. Но чтобы понять величие дела князя Владимира, нужно вспомнить религию и уклад жизни восточных славян до него.

Славяне жили небольшими общинами и управлялись князьями, которые вели между собой бесконечные мелкие войны. Их религия состояла в обожествлении природы, поклонении солнцу, небу, воде, земле и т.д. У них не было ни храмов, ни жрецов.  Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы. Верили и в волшебство, то есть в знание тайной силы вещей, которая проявлялась в гадании.  В своей повседневной жизни они умели строить деревянные жилища и ладьи, делать рыболовные сети, возделывать землю, прясть, ткать, шить, ковать металл и обжигать глину.

При князьях из дома Рюриковичей господствовало полное варварство. С шайками удалых дружинников, склонных к грабежу и убийствам, они делали набеги на соседей и облагали их непомерной данью. Такой варварский уклад жизни меняется с принятием христианской религии. С ней на Русь приходят юридические и государственные нормы, навыки интеллектуального и литературного творчества.

Этот переворот совершил святой князь Владимир. Он был сыном воинственного князя Святослава, убитого печенегами в 972 году.  После смерти Святослава между его детьми началось междоусобие. Владимир участвует в нём, и летопись изображает его жестоким, кровожадным и женолюбивым.  Чего стоит его вторжение в Полоцк, где он убивает князя Рогволода и насильно женится на его дочери Рогнеде.  Затем овладевает Киевом и убивает своего брата Ярополка в 980 году.

Но вот в его душе происходит перелом – он принимает христианство. Восприняв первые уроки Христовой веры от своей бабушки – княгини Ольги, под воздействием благодати Божией, Владимир окончательно порвал с языческой верой и образом жизни древних славян. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным.

В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души князя? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Его сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов.

Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Это был осознанный выбор Христа князем Владимиром. Его сердце откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Евангелию. Князь захотел на себе испытать, что означает этот нравственный христианский идеал.

Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещенный и преображенный благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь народ познал радость жизни во Христе, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Евангельской истины.  Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие государства.

Оно укрепило княжескую власть, поскольку христианская религия подчеркивала, что власть правителя дана Богом, сплотила разноплеменное население Руси в единую народность, дало возможность Киевской Руси на равноправных условиях войти в число самых могущественных государств Европы, способствовало развитию культуры, торговли, каменного строительства.  Годы правления князя Владимира от Крещения Руси и до его смерти в 1015 г. были годами небывалого благополучия народа и государства. В эти годы Русь крепла.

Начинается повсеместное строительство храмов, и одну из первых церквей князь приказывает построить на месте убиения того самого дружинника-христианина Федора и его сына. Открываются первые школы, где дети обучаются грамоте. Именно при князе Владимире, как писал академик Д.С.Лихачев, важной христианской добродетелью стала образованность. «Книжное учение» стало предметом государственной заботы.

Крещение в водах Днепра ознаменовало новый этап в духовном, нравственном и культурном становлении восточных славян, открыло новую страницу в их истории. Православные духовно-нравственные ценности сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего народа. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, милосердие, обостренное чувство справедливости – вот наши национальные ценности и национальные идеалы.

Историческая роль России и сегодня заключается в открытом свидетельствовании православного христианства всему миру. Современная Россия «не участвует в бесплотных делах тьмы» (Еф.5:11) и отказывается от «европейских ценностей», за которыми стоят разного рода извращения – «о том, что они делают …стыдно и говорить» (Еф.5:12).

У самого князя Владимира после принятия святого крещения явилась очень заметная перемена собственной жизни. За свою любовь, доброту, милосердие к простому народу, за проповеди, сопровождаемые пирами для всех, князя стали называть «Красным Солнышком». Но при этом он оставался мужественным воином и мудрым главой государства.

Крещение Руси – фактор, способствовавший появлению и сохранению русской государственности. Основываясь на евангельских ценностях, русская цивилизация проникла и закрепилась на огромной евразийской территории. Осваивая новые территории, Русь – Россия, наши правители их благоустраивали и укрепляли, проявляли попечение о народах, входивших в состав государства. Россия была созидательной силой, помогая малым народностям влиться в себя, но не раствориться, не потерять самобытность. Фундаментом этой созидательности являлись Евангельские заповеди.

Апостол Павел говорит: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим.8:28).  Эти слова можно понимать и так, что без помощи Бога Россия, как мощный дом, никогда бы не построилась. Есть что-то такое важное в этом связующем материале, что никогда не позволяло и не позволит ему разрушиться. Это православная вера и дела по вере. Евангельские идеалы проникали во все сферы жизни русского народа. Литература, архитектура, пение, художество – все было пропитано идеями Христова учения.

Православная Церковь созидала и преображала лик русского народа, русского воина, начертав золотыми буквами на скрижалях сердец русских воинов-богатырей заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

В годину общественных бедствий только вера Христова воодушевляла к единомыслию и самоотверженным подвигам наш народ, приносивший всё своё достояние и саму жизнь в жертву общественному благу. Можем ли мы быть глухи к столь красноречивым урокам нашей отечественной истории, страницы которой содержат непрерывную летопись необычайных явлений к нам милости Божией, свидетельствующих, что Отечество наше только под покровом православной веры могло избежать гибели, возрасти и укрепиться в силе и могуществе современного положения. Только вера, благочестие и верность православию наших предков могли привлекать отеческое благоволение Господа.

И в этот памятный день Крещения Руси мы благодарим Бога за Его великие и богатые милости, явленные нашей стране и нашему народу, как ныне живущим, так и отошедшим в селения небесные. Никто не говорит, что трудностей становится меньше, а жизнь должна стать легче и сытнее. Так уж всё устроено, что человек должен постоянно трудиться и стремиться к победе. В этом и состоит радость и залог процветания и развития, чем горячее наша благодарность Богу, тем больше милости Он нам посылает.

Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира пусть благословит Господь дальнейший исторический путь нашей страны, и дальнейшее историческое движение нашего народа на этом пути. И чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути по промыслу Божию, верность православной вере и Церкви Божией не оставляла наш народ.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая