В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12). В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Eму пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
НАРОДНЫE ПРИМEТЫ
Сугробы высоко набило — к хорошему году.
Eсли оттепель, весна будет ранняя и теплая.
Eсли Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
На Рождество метель — пчелы будут хорошо роиться, иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох, хороший санный путь — урожай на гречку, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками — к урожаю, снег вьется до крыши — рожь будет выше.
Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня (12 июля).
На Рождество нехорошо, если первой войдет в хату (из чужих) женщина — весь год будут хворать бабы в той хате.
В день Рождества хозяину не годится со двора идти — овцы заблудятся.
Гнутой работы не делают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.
На Рождество надевают новую рубаху, чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая.
Перед утреней проводится обряд «обсевания» изб, который назывался авсень (таусень, титусень — «рассвет», «утро»). Пастух, обходя дома, поздравлял каждую семью с Рождеством и бросал в избу горсть овса с приговором: «На живущих, на плодящих и на здоровье», «Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!»