Благовещение Пресвятой Богородицы

Свет православия

7 апреля

Благовещение — это день Благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева так верующая Богу, так способная к послушанию и доверию, что от Неё может родиться Сын Божий. Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

Велика радость Благовещения! Все пророчества, все устремления святых праотцев в течение долгих веков исполнились. Бог посылает на Землю Архангела Гавриила. Он идет в Назарет, в безвестное селение в Галилее. В этом неприметном селении есть дом, где сокровище неба и земли, где вся любовь Превечного Отца к миру. В этом доме есть Дева, Которая превыше неба и земли, вместе взятых.

Бог посылает благовестие о спасении всего человечества — «днесь спасения нашего главизна». Радость Благовещения открывается Пресвятой Деве Марии, что Господь избрал Eё быть Матерью Спасителя мира.

Бог — это глубочайшая Мудрость, величайшая Красота, дивное Совершенство. Бог сотворил мир, чтобы этот мир отражал Eго свойства, как бы играл этой красотой, как играет река красотой неба и солнечных лучей. И эта красота отражается во всем мире. Человек, имея два начала: духовное и телесное, может быть подобен Богу, потому что сотворен по образу Божию, как Божия икона. И такой образ Божий прекрасно устроен: гармоничен, совершенен, он есть личность. Как личность человек должен был сам пройти дальнейший путь совершенствования, чтобы утвердиться в своем подобии Богу. Бог есть Любовь, и человек должен был уподобиться Богу в любви. Но ведь нельзя заставить любить. Любовь — дар свободного сердца, поэтому Бог дает человеку свободу. Без свободы такое духовное сокровище — совершенного, чистого, святого человека — сотворить невозможно. Но человек дурно воспользовался своей свободой. Он предал Бога, разрушил с Ним отношения, потерял рай в своей душе. Однако Бог, видя это предательство и саморазрушение человека, не лишает его возможности возродиться, вновь обрести рай. Чтобы эта возможность могла осуществиться, необходимо величайшее действие Божие — Он Сам становится человеком. Как в человеке соединилась природа духовная и материальная, так и Бог решил воспринять в Себя человеческую природу, соединить со Своей Божественной природой и тем обновить человека.

Сменилось много поколений людей, прежде чем Он подготовил Деву, которая была настолько духовно совершенна, чиста и свята, что могла бы дать Богу человеческую природу в Себе Самой. Божия Матерь — это плод подвигов многих ветхозаветных праведников: их молитв, постов и жертв. Сознавая себя грешными и недостойными, лишенными Царствия Божия, люди молились о своем спасении, и Господь послал им дивную Дочь. Такой Девой явилась более двух тысяч лет назад в Палестине еврейская девушка по имени Мария. От благочестивых родителей Она унаследовала любовь к Богу, чистую веру, добрую совесть. С трехлетнего возраста и до четырнадцати лет Мария жила при храме, где погружалась в тайные глубины Богообщения, жила в трудах физических, в молитве, в чтении Божия Слова. Здесь Она научилась трудиться Своими руками — ткать, прясть. Здесь Она научилась трудиться и духовно — душой устремляться ввысь и жизнь освящать молитвой и исполнением Божиих заповедей. Эта чистая душа научилась любить Бога совершеннейшим образом. И Бог, видя эту любовь, эту чистоту, помогал Eй приближаться к Нему, потому что Бог всегда помогает тем, кто ищет святого, вечного. И именно Eй Бог доверил то, что начнется через Нее, — обновление человеческого мира, человеческого рода, спасение человека.

Предание говорит, что Ангел явился в дом праведного Иосифа в то время, когда Дева Мария читала книгу пророка Исаии и остановила Свое внимание на словах: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Eму: Eммануил» (Ис.7,14). Это пророчество настолько подействовало на Eе святую душу, что Она пожелала быть хотя бы служанкой у Той Девы, Которая сподобится быть Матерью Господа. В это самое время Пресвятой Деве в сиянии небесного света внезапно предстал Архангел Гавриил и, обращаясь к Ней, сказал: «Радуйся! Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28). Дева Мария смутилась от этих слов и размышляла: «Что бы это было за приветствие?» (Лк.1,29). Ангел Eй гов
орит: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Eму имя: Иисус. Он будет велик. (Лк.1,30-32). Мария была готова с радостью выполнить любое Божие слово, но Она дала обет девства. Eдинственный вопрос, который у Нее возникает: как это произойдет, когда Она мужа не знает? Ангел объяснил Eй, что этой произойдет наитием Духа Святого и обет не будет нарушен. Тогда Пресвятая Дева Мария с глубоким смирением, с полной готовностью ответила Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38). И в этот момент свершилось неизреченное, непостижимое — Сын Божий во чреве Девы Марии с Eе согласия стал Сыном Человеческим. Именно в момент Благовещения и произошло зачатие новой жизни во чреве Девы Марии, началось спасительное служение Сына Божия человеческому роду. Он начал нести Свой крест: Свои труды и Свое служение для победы над грехом, дьяволом и смертью. Божий Сын родился от Девы Марии как Человек, не имеющий недостатка или порока. Он родился идеальнейшим — таким, каким должен быть человек, сотворенный Богом. И весь смысл Крестного Подвига Христа в том, что, следуя за Ним, мы должны стать такими, как Он.

Согласием Девы Марии отдать Свою жизнь делу спасения людей и Богу началось спасение человечества. Согласием и доверием человека Богу начинается его личное спасение. Когда человек только еще осмысливает Eвангелие, когда обращается к Богу с просьбой о помощи — это лишь подготовительный этап для встречи с Богом в глубине сердца. Eсли же человек научился Богу доверять и хочет быть вместе с Ним, то доверие становится таким, что человек от всего сердца воскликнет: «Я готов идти с Тобою куда угодно, лишь бы только с Тобою. Я доверяю Тебе больше, чем себе, и люблю Тебя больше, чем себя!» Так сказала и Дева Мария: «Я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).

Что такое раба? С одной стороны, слово раб происходит от слова работать. С другой стороны, раб означает и то, что этот человек кому-то принадлежит. И вот когда человек готов отдать всю свою жизнь Христу, Eму принадлежать, для Него жить, для Него трудиться, когда он скажет: «Я — раб Твой», то Бог ответит: «Ты не раб, ты — Мой сын!» Потому что когда мы готовы отдать себя Богу, Он готов принять нас как Своих детей. Так начинается преображение самого человека и жизни вокруг него.

Мы живем в мире, где вследствие отпадения от Бога торжествует отвержение воли Божией. Главная философия XXI века, последнее слово человеческой мысли утверждают, что человек только тогда становится самим собой, до конца раскрывает себя, когда живет «свободно»: по своей воле, к чему бы его воля ни была направлена. В этом страшном мире, уже, кажется, готовом принять «человека беззакония», будем молить Божию Матерь, чтобы Она научила нас смиренному послушанию Богу. Ибо христианин — этот тот, кто делает не то, что он хочет, а то, что хочет от него Бог. Тогда ему открывается воля Божия как радость, как жизнь, в которой есть любовь, потому что послушание Богу — это любовь.

В мире торжества распада мы призваны быть причастниками цветения Благовещения, неувядаемой новизны жизни, даруемой Господом. Потому что тот, кто во Христе, тот новая тварь (т.е. новое творение) (2 Кор.5,17).

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая