Болезни и скорби

Свет православия

Давайте зададим себе вопрос о первых невинных слезах новорожденного младенца. Несомненно, что с ними сопряжена тайна человеческого бытия на земле. О чем плачет младенец, выйдя из чрева матери, что он хочет выразить своим жалобным и надрывным стенанием? Не предчувствует ли он те самые болезни и скорби, которые стали присущи человечеству с тех пор, как наш общий праотец Адам, согрешив, утерял райское блаженство, а семя греха проникло в сердца всех его потомков и сделало их смертными? А может быть, дитя, только что появившееся на свет Божий, выражает своими слезами потребность в Искупителе, Господе Иисусе Христе, Который и воплотился, чтобы отереть всякую слезу с очей рабов Своих и, победив грех и смерть, возвратить им благодатное бессмертие? И наконец, не желает ли новорожденное дитя поведать всем, что единственный путь в Небесное Отечество есть покаяние? «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», — подтверждает правоту этих вещих слез слово Божие.

Как бы то ни было, но скорби — неизменный спутник всех, кто рожден на земле и по премудрому Промыслу Божию, обращены Христом в спасительное лекарство, врачующее недуги грешного человеческого сердца.

Многие из евангельских событий имеют отношение ко всем нам. Мы знаем, что Христос Спаситель был распят на горе Голгофе близ Иерусалима. А по обе стороны от Господа терпели мучения на своих крестах два разбойника, осужденных за беззакония. Говорят, что они символизируют весь человеческий род. Один, распятый слева хулил и поносил Христа, как и стоявшие у подножия Креста ослепленные злобой фарисеи и книжники. А другой (его называют благоразумным), распятый справа, пораженный Божественным величием и кротостью Страдальца, уразумел, что перед ним Сам Искупитель, Мессия и воскликнул с великой верой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!». Он удостоился обещания Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю». Один, озлобленный хулитель Господа, сменил временные страдания на вечные, а другой — разбойник благоразумный, первым из всех людей вошел в рай, в награду за веру и глубокое покаяние в своих грехах.

Нет на земле человека, вовсе чуждого страданий. Бог, из любви к погибающим созданиям, стал Человеком и, невинный, взошел на Крест. Он принес Себя в жертву за грехи людей, испив чашу страданий, которую должен бы пить каждый из нас. Ныне Воскресший Христос каждому подает через веру, покаяние и крещение животворящую благодать Святого Духа. Те страдания, которые раньше были безысходными и оканчивались смертью и сошествием в ад, теперь, после смерти и Воскресения Христа, взявшего на Себя все наши недуги, болезни и скорби, сделались средством к вечному спасению. Облегченные Христом, умягченные благодатью Духа Святого, они служат на земле испытанием нашей веры и верности Небесному Отцу. Не Бог — виновник наших страданий, но мы зачастую собственными руками созидаем тот жизненный крест, который каждый из нас должен нести с великим терпением и благодарностью Творцу за Eго постоянную помощь.

Нет, наверное, на земле участи страшнее, нежели ропот, подобный хуле разбойника, распятого слева от Господа. Наказанный справедливо, имеющий на совести нераскаянные грехи, он озлобился, и оттого мучения его стали непереносимыми. Вместо того, чтобы обратиться в мольбе к Небесному Отцу с покаянием, он допустил еще один ужасный грех — похулил невинного Господа! После этого душа его совершенно помрачилась и добровольно сделалась пленницей ада. Да избавит нас Милосердный Господь от такого конца!

Вот почему, никогда, ни при каких обстоятельствах, даже самых трагичных, не будем допускать и тени недовольства или ропота на Промысел Всемилостивого Бога. Как бы нам подчас ни было тяжело, томительно и больно — да не теряем надежды. Но обратим мысленный взор на Распятого за нас Искупителя с детской мольбой: «Господи, достойное приемлю за грехи свои, но прости, помоги и помяни меня во Царствии Своем!». С глубокой верой и крепкой надеждой произнесем эти слова — и придут на сердце мир и отрада. Сам Господь облегчает скорби Своей спасительной благодатью. Утвердимся в молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешного!» — и ощущение безысходности рассеется, как дым; нам дано будет осознать близость Христа и уразуметь смысл претерпеваемых страданий.

Вспомним народную мудрость наших благочестивых предков: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Наш народ называл раньше болезнь «посещением Божиим». Когда разбил тебя недуг и
внезапно ты заболел, лишился обычной для тебя жизнедеятельности, не ропщи: «За что и почему со мной это случилось?». Не требуй отчета у Господа, но лучше смирись под Eго крепкой рукой. Найди в себе мудрость и мужество возблагодарить Создателя в этот час, и Он не оставит тебя без помощи. А так же исследуй глубину своей совести и найдешь, несомненно, сокровенную причину происходящего с тобой.

А какая решительная и благотворная перемена совершается с болящим! Eще вчера он и думать не хотел о Боге, покаяние считал чем-то несерьезным, а о грехах своих говорил лишь только в шутку. А сегодня и кается, и молится, и постится, осознав в одночасье, что в руках Господа — наша жизнь и выздоровление.

Большие и малые неприятности, скорбные обстоятельства нашей жизни попускаются Богом для нашего испытания. Всякого испытывает Господь, и праведного, и грешного, — одного, чтобы утвердить в добром расположении души и увенчать венцом терпения, другого — для вразумления и осознания своих грехов.

«Господи, благодарю Тебя за все, что у меня есть, и трижды — за то, чего у меня нет». Поистине премудрая молитва! Eсть великая добродетель благодарить Господа за все происходящее в нашей жизни — и за благое, и за скорбное. Eсли не хочешь болеть — сам не вреди себе по легкомыслию или неосторожности и больше благодари Господа за бесценный дар здоровья. А то вспоминаем о здоровье тогда, когда его потеряли. Как в той поговорке: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем».

Eсли же болезнь не оставляет, не унывай, но чаще повторяй такую молитву: «Господи, помилуй, Господи, прости, помоги мне, Боже, крест мой донести!». Умудренные Духом Святым наставники благочестия свидетельствуют, что в наши трудные времена христиане преимущественно спасаются смирением, терпением скорбей и благодарением. Болезнь, претерпеваемая с благодарением, вменяется в мученичество и ходатайствует о вечном спасении терпеливца на небесах.

«Претерпевший до конца, тот спасется», — благословляет нас Спаситель на выдержку и благодушие. Последнее заключается в том, чтобы видеть во всех, даже скорбных обстоятельствах, светлую сторону и утешать себя тем, что ничего не совершается с нами без воли Божией. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «. обилие скорбей для христианина — несомненный знак избранничества Божия и милости Господней к человеку».

Премудро все устроено Богом — жизнь наша не бывает соткана только из радостей или исключительно из скорбей. Но радость сменяет скорбь, а вслед за скорбью приходит и утешение. Как бы то ни было, будем же учиться принимать все с благодарностью, помня, что без воли Божией не единый волос не упадет с головы нашей.