Вот и наступили Святки! Это праздничный период от Рождества до Крещенского сочельника, или, как говорилось в народе, «от звезды до воды». Это особое время в году, время добра и радости, время славить родившегося Христа и делиться праздником с другими.
С чем у нас ассоциируются Святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?
Традиция празднования Святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, Святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси Святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На Святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Eще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на Святки народ «святит», то есть прославляет Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Eфрема Сирина.
С пришествием христианства Святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора. Тогда сторонники Святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на Святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и Святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских Святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Будьте на Святки в отличном расположении духа, в хорошем настроении. Пусть бурлит в жизни счастье. И пусть в святочные дни каждый прославляет рождение Христа! Мира, добра, понимания и всепрощения!