Вторая седмица или вторая Неделя Великого поста называется и Неделей светотворных постов, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся людей. В воскресенье, 31 марта почитают память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который знаменит тем, что победил в споре и доказал, что можно познать Божественный свет через пост и молитву. Именно святитель Григорий смог изложить православное учение о благодати Божией, о том Божественном свете, который созерцали афонские подвижники и другие святые.
Пророк Моисей именуется Боговидцем. Он непосредственно созерцал Бога. Из Ветхого Завета известно, что когда Моисей спускался с горы, то от него исходил свет. Люди, находившиеся рядом, не выдерживали, этот свет их ослеплял. И Моисей был вынужден покрывать свою главу покрывалом. Но этот свет был не личный его свет, а это именно Божья благодать, потому что Моисей находился в общении с Господом. А благодать подаётся не из-за учёности, а от чистоты человеческого сердца. Господь везде, лишь бы сердце человека было открыто к стяжанию этой благодати.
В Новом Завете ключевым моментом явления Божественной благодати является Преображение Господне. Спаситель на горе Фавор просиял перед учениками, при этом был слышен голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17,5). И явилось светлое облако, которое осенило учеников Христовых: Петра, Иакова, Иоанна. Им так стало хорошо на душе, что они навсегда хотели остаться здесь, на горе Фавор с Господом.
Всегда, когда люди приобщаются Божьей благодати, им всегда хорошо, потому что Божья благодать и есть то сокровенное благо, о котором люди на земле тоскуют, но ни в чём земном обрести не могут. А обретают его только через чистое сердце, когда прикасаются с Господом. Святитель Григорий Палама утверждал, что Божественный свет – это не сотворённый свет, это само живое присутствие Господа. Господь являет Себя человеку как Неизреченный свет. Неоднократно описывается в житие преподобного Сергия Радонежского, что он созерцал этот свет. И Божия Матерь являлась ему в неизреченном свете. Преподобный Серафим Саровский на глазах у Мотовилова просиял этим Божественным светом.
Сущность Бога недоступна для человека. Но Бог обращён к миру, к человеку особыми силами – своими энергиями. И человек создан для того, чтобы эти благодатные силы получить, принять, сложить в своём сердце. Принимая эту благодать Божию, человек призван войти в общение с Богом, так, что всё его человеческое естество будет преображено, подобно тому как было преображено естество Христа на горе Фавор. Христианин – это человек, который постоянно ходит перед лицом Божиим, призван быть «своим Богу», чадом, сыном – в этом заключается великое достоинство человека. И цель жизни христианина как раз и заключается в преображении человеческого естества, как говорит преподобный Серафим Саровский, цель «в стяжании благодати Святого Духа», в обожении, в том, что человек, по учению святителя Григория, должен стать «причастником Божества», соработником благодати Божией. А это возможно лишь при условии, что человек живёт согласно установлениям святой Матери Церкви, и Евангелие об этом прекрасно напоминает.
Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Участвуя в Таинствах, мы принимаем в себя Христа и видим, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать даётся в Церкви Христовой не только для святых, но и для каждого без исключения христианина. И что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Великого поста молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…», молимся именно в этом благодатном свете.
Словами молитвы мы просим Бога избавить нас не просто от очень опасных пороков: праздности, уныния, любоначалия и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы Он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви – тот свет, который нам дано ощутить, как новую жизнь, для которой, и создан человек. Жизнь, ради которой Бог воплотился, пришёл на землю и принял всё то, что есть в нашей человеческой судьбе.
Божественный свет и благодать дают нам понять, почему слова молитвы Великого поста являются печатью всех прошений: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Святая Церковь в дни Великого поста стремиться научить нас преодолевать нашу самовлюбленность, эгоизм, осуждение других, надменность, высокомерие. Господь обещает нам Вечное Царство любви, мира, добра, радости и тишины… Не сынами ночи и тьмы, а сынами света и дня – должны быть христиане, как говорит святой апостол Павел. Жизнь человеческая на земле – это миг, это маленькая искра, это короткий вздох, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба. И задача человека в этой обжигающе короткой жизни – услышать Божественный зов в своём сердце. Земная жизнь – это проверка нашего желания быть в Вечности с Богом…
В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи, только когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Если этого света нет, нам кажется, что у нас всё благополучно. Мы не видим грехов, не потому что их нет, а потому что так темно, что свет и тьма неразличимы. И только по мере приближения к Божественному свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. И прежде, чем стремиться достигнуть благодати, нужно научиться противостоять всякому греху. Стараться изо всех сил стяжать те главные качества, о которых нам напоминает Церковь в дни Святой Четыредесятницы.
Свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, он отражается в лице человека, его глазах и есть явление Божественной благодати, свидетельством Божественного начала в человеке.
Божия благодать действует в мире, присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека, но нам надо много трудиться, чтобы быть достойными принять её. Фаворский Свет, который был явлен ученикам Иисуса Христа, просвещает незримо и наши сердца. Ведь какие дивные слова священник произносит во время литургии Преждеосвященных Даров, осеняя молящихся свечой: «Свет Христов просвещает всех!» А свеча эта взята с Престола, от Евангелия! Это символично: благодать Божия несёт нам Самого Христа…
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая