ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Свет православия

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского 26 октября/8 ноября.  Эта заупокойная суббота появилась в самом конце XIV века в Русской Православной Церкви. В 1380 году произошла великая битва на Куликовом поле. Победа в этой битве повлияла на формирование русского национального сознания.  Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

И для нас, ныне живущих, это великая почётная обязанность помолиться в этот день о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину и за всех , кого Господь забрал в Свои обители.

     Перешедшие в мир иной нуждаются  в помощи и молитвах ближних более, чем пребывающие на земле, ибо они сами уже не могут молиться за себя. Молясь за них, мы просим, чтобы Господь простил им всякие грехи, вольные и невольные, чтобы не лишил их Своей милости, чтобы удостоил их Царствия Небесного, где праведные упокоеваются, и призываем на них покой от Господа.

     Молитва церковная за усопших есть такая всемогущая сила, которая проходит Небеса, восходит к самому Престолу Вседержителя, нисходит до бездны ада и изводит оттуда души умерших на свободу. С каким трепетом и надеждой их души ожидают, когда мы пойдём в храм и вместе со всей Церковью помолимся о них на Литургии либо на панихиде. Общение живущих людей  с почившими  близкими в вере,  через молитвенное поминовение,  объединяет нас и является выражением нашего общего единства во Христе.

     Часто можно слышать такое мнение, зачем нужно молиться об усопших, если всё в руках Божиих? Если Господь спас человека, наши молитвы ничего к этому не прибавят. Если  было у Бога о человеке иное суждение, наша молитва, вряд ли может что-то  сильно изменить. Однако же мы молимся и верим, что много может молитва праведного, что молясь за наших почивших сродников, мы не только им оказываем безмерную услугу, но главное – помогаем самим себе. Каждый раз на заупокойной службе, когда мы слышим слова песнопений и молитв: «Яко земля еси, и в землю отыдеши», это обращение к каждому из нас, напоминание, что мы не вечны, что придёт  то мгновение, когда и нам придётся идти в путь всея земли.  «Смерть есть великое таинство, она – рождение человека из временной  жизни в вечность», читаем слова святителя Игнатия (Брянчанинова).

     Другой вопрос – а какую вечность мы себе готовим?  Пока жив человек, его сердце одолевают и радости, и скорби, на него находят те или иные искушения, мы не всегда удерживаемся, согрешаем, падаем, малодушествуем, скорбим. И смерть лучше всего напоминает нам о главной цели нашей жизни. « Во всех делах твоих помни  о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7,39), — читаем в Священном Писании. То есть, тот человек, который хотя бы изредка помнит о смерти, о том, что придёт этот день, когда мы встретимся с Богом,  и будем давать отчёт за свою жизнь, сможет удержаться от многих падений. Существует масса примеров, когда человек, вспомнив о смерти своей,  останавливался и не согрешал. А заупокойные службы помогают не совершать ошибок, анализировать свою земную жизнь. Вспомним слова Спасителя: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,46).

     Что же происходит с человеком после смерти?   Святитель Иоанн (Максимович), пишет так: «Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает землю. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовными. По выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые близки ей по духу. И если, находясь в теле, она бывает под влиянием некоторых духов, она остаётся зависимой от них и при выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече. В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой, может посещать на земле те места, которые ей дороги, а на третий день она помещается в иные сферы». Однако здесь её ждут испытания.  Перед ней встают все грехи, которые человек совершил в своей жизни. Как учит Церковь – душа проходит мытарства.  После этого она узнаёт о своей дальнейшей участи, хотя это решение не окончательное. Окончательное будет вынесено на Страшном Суде, когда решится участь всех живших на земле людей. Но после вынесения частного приговора душа находится или в предвкушении радости, в месте светлом, где наслаждается радостью своего нового бытия, либо оказывается в состоянии, лишённого света, где скорбит и страдает. Но то и другое состояние является как бы началом того, что устроится после Второго Пришествия Христа  Спасителя на землю, после Второго Суда и воскресения уже всех людей в своих обновлённых телах.

     Поэтому молитва за умерших является древней традицией Христовой Церкви. Человек, переходя границу смерти, не перестаёт быть членом Церкви, если был им в мире земном. И оставшиеся в живых христиане молятся за него, молятся за всех своих духовных братьев, перешедших в мир вечности. Церковь верит, что эта молитва облегчает состояние человека в том мире, приносит ему радость. Поэтому мы молимся не только о праведниках, но и о  всех грешниках.

     Самая великая и святая молитва – это молитва на Божественной литургии. Поминовение в Таинстве приношения Тела и Крови Христовых за людей даёт большую пользу даже после смерти, и молитвами Церкви многие грехи умерших будут прощены в будущей жизни. Поэтому так важно ходатайствовать за наших умерших не только в домашней молитве, но и в церковной, а особенно на литургии.

     Одному иеромонаху в конце XIX века явился во сне святитель Феодосий Черниговский и просил на литургии поминать за упокой его родителей – иерея Никиту и Марию.

     — Как можешь ты, о,  святитель великий, просить моих молитв, когда сам стоишь пред Небесным Престолом? — спросил иеромонах.

     — Да, это верно, — ответил святитель. — Но приношение на литургии сильнее моих молитв».

     Кроме молитв, за умерших людей  необходимо творить добрые дела, милостыни. Когда мы говорим о милостыне, то имеем в виду тайно творимые  добрые дела, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Это касается, прежде всего, бедных людей и всех, у кого есть трудности, всех, кому мы можем помочь. Это касается и заботы о храмах Божиих.

 Поэтому не будем тратить своё время на пустые осуждения, разговоры. Будем почаще молиться о наших родных, близких и дальних, будем почаще вспоминать о том, что и нам когда-нибудь придётся, встретившись с Богом, дать Ему отчёт. Будем просить у Господа милости и прощения грехов наших, будем надеяться и верить, что Господь не оставить нас.

     И пусть Бог  упокоит души усопших братьев и сродников наших, вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших и всех от века усопших православных христиан.Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая