Русская Православная Церковь в субботу перед днём памяти святого Димитрия Солунского (8 ноября) вспоминает всех воинов, погибших за Веру и Отечество на поле брани, а также умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.
Димитриевская суббота, бывшая первоначально днём поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8/21 сентября 1380 года, по возвращении с поля брани, он посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа своей братии двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симоновом монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 8 ноября — это день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днём поминовения. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечеству жизнь свою на поле брани положивших, но и всех своих усопших.
Молитвы за усопших родственников занимают в нашей жизни особое место. Это не просто молитва за усопшего во Христе брата. Конечно, главное наше родство — родство духовное, которое воплощается в Церкви, но родство по плоти — тоже не пустое перед Богом. Через наших родителей нам передается драгоценный дар от Бога, дар жизни. Именно поэтому почитание родителей стало одной из заповедей Ветхозаветного Закона и более ранних заветов Бога с людьми. Имея в виду ветхозаветных святых, апостол Павел говорит: «.Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Eвр.11:40). Эти слова внушают такую надежду: наш христианский образ жизни может повлиять не только на нашу посмертную участь, но и на судьбу наших усопших близких. Об одном мы должны твёрдо помнить: смерть никогда не бывает наказанием за что-либо. Смерть — это вершина человеческой жизни, её итог и переход в лучшую жизнь. А земная жизнь есть лишь подготовительный этап к будущей вечной жизни. Симеон Новый Богослов сказал, что по сравнению с вечной жизнью, земная настоящая жизнь — словно небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с реальным небом.
Смерть может иногда выглядеть как наказание за грех, ибо Господь не забывает научать нас различными способами, в том числе и через смерть наших близких. Но для самого человека, даже если он умер преждевременно, например, в результате несчастного случая и без покаяния, смерть не является наказанием. Смерть — это переход туда, где человека ждёт встреча с Богом. И если по человеческим меркам смерть преждевременна, то она никогда не преждевременна в глазах Божиих. Только Бог знает тот момент, когда каждому из нас надлежит умереть, и только Он определяет день и час нашей смерти. Страшно умереть в грехе и не успеть покаяться, но и доживать до того, когда исправление станет невозможным не менее страшно. Об этом тоже стоит крепко задуматься..
Мы должны свято чтить память своих предков, которые мудро строили свою жизнь — если этого не будет, не будет у нас и будущего. Раньше в самом центре села, на возвышении, стоял храм. Вокруг него располагалось кладбище, а далее — само село. В праздники православные люди, приходя в храм, в первую очередь поминали усопших. Всегда имея перед глазами могилы своих близких, они не забывали их, имели память смертную и страх Божий, то есть нравственность. Храм, вокруг него усопшие, далее живые — это было как бы образом Церкви, где все собраны во Христе — живые и мертвые: у Бога все живы.
В этот поминальный родительский день рекомендуем прийти в храм, заказать заупокойную поминальную службу по своим родным и близким. Всем тем, кому дорога память его предков, нужно не только прийти и помолиться в храме самому, но и призвать к этому своих родственников и знакомых.