Русская Православная Церковь в субботу перед днём памяти святого Димитрия Солунского (8ноября) вспоминает всех воинов, погибших за Веру и Отечество на поле брани, а также умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.
Димитриевская суббота, бывшая первоначально днём поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симоновом монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 8 ноября — это день тезоименитства самого Димитрия Донского. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечеству жизнь свою на поле брани положивших, но и всех своих усопших.
День поминовения усопших — это, прежде всего, исповедание нашей веры в Бога, в вечную жизнь, в неразрывное единство с нашими усопшими сродниками, со всеми людьми, кто уже прошел путь земной жизни. В этот день так важна молитва за усопших. Они воскреснут в последний день для Суда. Святитель Василий Великий пишет: «По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел; потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу». Усопший не может принести покаяние, не может молиться. За усопших молится Церковь. Тайна о том, какое действие оказывает молитва Церкви на посмертную судьбу человека, открывается нам лишь частично. Мы имеем уверение, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38). Переживание смерти есть начало Суда, и христианская кончина жизни безболезненная, мирная может считаться залогом оправдания. Поскольку у Бога все живы, для Него возможно, по молитвам Церкви, изменить участь усопшего еще до Страшного Суда. Святитель Феофан Затворник писал о молитве за усопших: «Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно и на этом основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие». И если усопший не верил в Бога, ему особенно нужны наши молитвы. Eсли человек в течение жизни не обратился к Богу, трудно ожидать этого после смерти. И тогда молитвы, которые возносила Церковь за этого человека, словно письма «до востребования» прибудут прямо на Суд и будут служить ходатайством во оправдание.
Молитвы за усопших родственников занимают в нашей жизни особое место. Это не просто молитва за усопшего во Христе брата. Конечно, главное наше родство — родство духовное, которое воплощается в Церкви, но родство по плоти — тоже не пустое перед Богом. Через наших родителей нам передается драгоценный дар от Бога, дар жизни. Именно поэтому почитание родителей стало одной из заповедей Ветхозаветного Закона и более ранних заветов Бога с людьми. Имея в виду ветхозаветных святых, апостол Павел говорит: «.Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Eвр.11:40). Эти слова внушают такую надежду: наш христианский образ жизни может повлиять не только на нашу посмертную участь, но и на судьбу наших усопших родственников. Это можно представить так: кроме «приговора» каждому человеку Господь будет выносить «частное определение» по адресу рода. Молитвами об усопших родственниках мы способствуем укоренению нашего рода во Христе.
Кто знает, может быть можно будет облегчить участь многих родственников за счет наших заслуг. С другой стороны, если мы имеем устойчивую привычку молиться за усопших родственников, ожидаемо, что наши потомки тоже будут молиться за нас и это повысит наши шансы на оправдание.
Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — это тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в мир вечности. Они ушли, а любовь к ним, нежность и благодарность остались. Подумаем о них и помолимся о них.
Редакционный совет Багаеского благочиния, прихода храма Святит
еля Николая