Как держать пост и ближних не обидеть?

На Рождественский пост выпадают не только церковные, но и светские праздники. И в первую очередь это, главный «камень преткновения» — Новый год. Как назло, празднуется он за неделю до Рождества — в то время, когда православным христианам следует держать пост особенно строго. Но что, же делать, если хочется и пост держать — и с ближними, за накрытый новогодний стол зовущим, не рассориться? Мнения, конечно, на этот счет есть разные — от самых радикальных, до самых «толерантных», поэтому лучше всего посоветоваться со своим священником, как провести Новый год. Впрочем, возможно, что главное искушение праздничного новогоднего стола — не аппетитная курочка и не сыры-колбаски, а собственное настроение и отношение к невоцерковленным ближним, которые едят всякую вкуснятину без малейшего угрызения совести.

Наверно, нет ничего хуже «правильно постящегося» христианина, который сидит за новогодним столом с видом великого святого и в душе (а то и вслух) осуждает веселящихся. Мяса не поел, зато осуждением нагрешил «от души». Много пользы в таком посте? Недаром же отцы Церкви говорят, когда их настойчиво спрашивают о питании в пост: «Вы хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Вспомним пример святителя Спиридона Тримифунтского, чья память приходится на 25 декабря, т.е. на время Рождественского поста. Он сам постился строго, но, когда к нему пришли усталые странники без колебаний поставил перед ними запасенное свиное мясо, и сам ел вместе с ними, чтобы не смущать их. В православии есть такое определение: «царский путь», ровное поступательное движение вперед без уклонения направо или налево. Применительно к посту, этот царский путь состоит в строгости к себе и милости к ближнему, установленном при обсуждении с духовником подвиге в меру, без надрыва и экзальтации, но и без неоправданного послабления.

Смысл поста — дисциплинировать свой организм, взять себя в руки, от обычного расслабленного, потакающего себе состояния перейти в иной, духовный режим. Здесь мера у каждого своя и «внимать» следует исключительно себе, не следя за ближними.

Но это вовсе не значит, что можно совершенно расслабиться и во всем себе попустительствовать, держа лишь «духовный пост». Каждый сам определяет для себя, можно или нет уступать просьбам пойти за праздничный стол и разделить праздничную трапезу. Главное — чтобы от отказа никому не было больно и обидно. Можешь держать пост, не осуждая и не превозносясь, умеешь тактично отказать тем, кто зовет тебя оскоромиться — делай так. Не можешь — тогда лучше сотворить «меньшее зло», чем большее. Но на что точно следует положить для себя строгий пост — так это на излишнее бездумное веселье, на неумеренные возлияния и, конечно же, на всякие языческие игрища вроде встречи «года Крысы», «Дракона», «Змеи» или еще какой восточной живности. А то в праздничной суматохе того и гляди ненароком отречешься от христианства ради всеобщего веселья. Для души это будет травма куда серьезнее, нежели небольшое отступление от поста.

Ну, а чтобы надежно воздержаться от искушений, то можно прийти в храм, узнать какие Богослужения будут 31 декабря, 1 и 2 января. Заказать благодарственный молебен о благополучном завершении года, испросить милости Божией на предстоящий год. Там-то уж точно не предложат ничего скоромного, да и что может быть лучше, чем начать год общей церковной молитвой и Причащением Святых Христовых Таин.