27 февраля — 15 апреля
«Как весна, грядет на нас Великий пост, как возрождение, как радость жизни, как обновление; и образ за образом проходят перед нами люди евангельские, которые являют нам, что стоит между нами и жизнью, жизнью вечной, открывающей уже здесь, на земле, как радость, как торжество, как познание Живого Бога».
(Митрополит Антоний Сурожский)
27 февраля наступает спасительный период Великого поста — священное время подготовки к встрече со Христом, нас ради Распятым и Воскресшим.
Сегодня большинство людей, называющих себя православными христианами, сталкиваются с духовной проблемой, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал «внутренним обмирщением». Человек верит в Бога, признаёт необходимость молитвы, иногда посещает храм и даже участвует в Таинствах. Но обуреваемый житейскими заботами, погружаясь полностью в бытовые проблемы, увлекаемый суетой, мало по малу забывает о «едином на потребу», перестаёт помнить о нуждах своей бессмертной души, постепенно отходит от Церкви. Лишённый же благодатной поддержки он легко поддаётся искушениям и соблазнам, становится добычей страстей, утрачивает личный опыт общения с Богом. Результатом такой жизни является религиозная теплохладность, безразличие, а то и полная утрата веры. Суету греховной жизни очень трудно победить, а без помощи Божией — просто невозможно.
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается.», — слышим мы в первые дни поста проникновенные слова великого покаянного канона святого Андрея Критского. Как спасительное средство от внутреннего обмирщения, как действенный способ пробудиться от греховного сна и вернуться к Небесному Отцу предлагает нам Церковь Христова покаянные дни святой Четыредесятницы. Великий пост даёт ориентир жизни по Eвангелию в нашем мире, погружённом в бездну греха, учит, как побороть злые наклонности и стяжать добродетели, открывает радость жизни с Богом. Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «И вот для чего нужен пост. Это — рука помощи, протянутая Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец «старого» (ветхого) в нас, как вступление в «новую жизнь».
Необходимо осознать, что соблюдение Великого поста является не только важным, но и неотъемлемым условием правильного пути к спасению. Святитель Амвросий Медиоланский отмечает: «Это время Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в святую Четыредесятницу, тот показывает вероломство и упрямство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Как соблюдение поста есть доброе дело, так и нарушение его в Четыредесятницу — грех».
Порой от людей, ещё далёких от настоящей духовной жизни, можно услышать такое самооправдание «нас никто не учил, ничего не знаем, не понимаем». Но вот сейчас святая Церковь обращается ко всем: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас». (Пс.33:12). Особый строй богослужений, земные поклоны, тёмный цвет облачений в храме, умилительно-протяжные напевы — всё это действенно помогает нам, отложив земное и тленное, обратиться всем сердцем к Небесному и вечному. Нельзя пренебрегать этим литургическим сокровищем Церкви. Частое посещение храма Божия, участие в церковном богослужении, внимание к молитвам и песнопениям является одним из важных аспектов соблюдения поста и настоящей школой благочестия.
Святая Четыредесятница — наиболее благоприятное время для того, чтобы должным образом подготовившись, приступить к Святому Причастию «во оставление грехов и жизнь вечную». Исполняя положенное перед причащением молитвенное правило и молясь за Божественной литургией, важно прочувствовать величие этого Таинства и внутреннюю необходимость соединения со Христом, оживотворяющим душу и тело, врачующим немощи и исцеляющим недуги.
Осознавая большую пользу посильного телесного поста, будем помнить о значимости поста духовного. Действительно, истинный пост, по слову святителя Тихона Задонского, состоит в следующем: «Да постится ум твой от помыслов суетных, да постится память твоя от злопамятства, да постится воля твоя от злого желания, да постятся глаза твои от худого зрения, да постятся уши твои от скверных песен, да постится язык твой от осуждения, пусть постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост!».
Такой пост, сопряжённый с усердной домашней и церковной мол
итвой, телесным воздержанием, творением добрых дел, требует напряжения сил, терпения и постоянства. Но важно помнить слова Спасителя о необходимости подвига в жизни христианина: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).
Не только о своём личном спасении должны мы заботиться. Важно простирать молитвенный покров и над усопшими родными, близкими и дальними. Для этого Церковь предлагает нам постовые родительские субботы, когда всякий верующий должен обязательно прийти в храм Божий, принять участие в общей молитве обо всех отошедших в иной мир, заказать поминовение, возжечь свечи во оставление грехов почивших. Во время Великого поста святой Церковью установлены ещё три поминальные родительские субботы — 11,18 и 25 марта.
День, завершающий приготовление к Великому посту, именуется Прощёным воскресеньем. Само это название указывает нам: покаяние, изменение собственной жизни должно, прежде всего, находить своё выражение в стремлении примириться с окружающими нас людьми — теми, кому мы причинили обиду, и теми, кто несправедливо поступил по отношению к нам. Взаимное христианское прощение полагает доброе начало прохождения святой Четыредесятницы. Великий проповедник покаяния Eфрем Сирин предупреждает: «Eсли ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой: Бог не примет тебя». Обретая радость примирения с ближними, мы тем самым предвозвещаем в своих сердцах великое торжество веры, венчающее Великий пост и Страстную седмицу — Светлое Христово Воскресение. Совершаемый в храмах в этот день чин прощения назидателен и умилителен по своему духовному содержанию; смысл его можно выразить апостольскими словами — «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Eф.4:32).
С упованием на милость Божию, начнём поприще Великого поста, чтобы «угасить пламень страстей, возлюбить чистоту, разрешить всякий союз неправды, дать голодным хлеб, нищих ввести в дом» и сподобиться встретить Светлое Христово Воскресение. И чтобы свет Христова Воскресения озарил наши сердца и сделал нас наследниками Вечной Жизни.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая