Крещение Господне

Свет православия

19 января весь православный мир празднует двунадесятый праздник — Крещение Господне. Посвящён он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан великим Пророком и Предтечей Господним Иоанном.

Этот день ещё называется Богоявлением, потому что именно в этот день, когда Господь крестился, миру был явлен Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, совершивший дело спасения человечества, разрушивший абсолютную власть зла и открывший людям путь на Небо, к Богу. В Крещении Господнем на Иордане Eдиный Бог явил миру три Лица Своего Божества, просветил и утвердил нашу веру в Него и вместе с тем освятил нас Своею животворящею и спасительною благодатью (Божественной силой). Сын Божий, который сотворил мир, принимает крещение от человека. Бог Отец свидетельствует о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17). Дух Святой сходит на Него в виде голубя. Таким образом, взору величайшего пророка Ветхого Завета, а с ним вместе и духовному взору всех христиан предстал Господь Бог Вседержитель, Творец мира, Святая Троица сразу во всех Трёх Лицах. Это было первое откровение Триединого Божества миру, через которое мы все научились веровать в Троицу Безначальную, Eдиносущную и Нераздельную — Отца и Сына и Святого Духа.

Это самое главное и спасительно учение нашей православной веры, а без веры во Святую Троицу никто спастись не может. Святая Троица явилась человечеству для того, чтобы между человеком и Богом был заключён Новый Завет, новый союз в радостном Богообщении. Именно с этого момента благоволением Отца и в Духе Святом начинается проповедническое служение Христа.

Вспомним, что, когда Господь творил мир, земля «была безвидна и пуста., Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). На Иордане Дух Святой сходит на Христа, являя людям нового Адама, нового Человека, Сына Божия, Который будучи Богом, принадлежит и нашему человеческому роду. Явление Святой Троицы при крещение Христа знаменовало начало спасительного служения Сына Божия. Бог не оставил согрешившего человечества, и дело спасения было запечатлено в человеческой истории.

Крещением от Иоанна Христос показывает, что Он пришёл приобщиться к судьбе людей и освятить весь тварный мир. Погружаясь в воду в Таинстве Крещения, каждый крещаемый погребает своего «ветхого человека» и выходит омытым от грехов. В купели Крещения его естество обновлено, находится в состоянии невинности первого дня творения и воссоздано для новой жизни во Христе.

Важную подробность сообщает нам евангелист Лука. Он отмечает, что, когда Христос крестился, Он «молился» (Лк.3:21). Погружаясь в воды Иордана,

Он не прерывал связи со Своим Отцом, и именно во время этой молитвы на Него снизошёл Дух Святой. Мы знаем, что и во время Своего общественного служения Христос постоянно удалялся на молитву.

Задумаемся, а какое место молитва занимает в нашей жизни? Что значит для нас Крещение? Просим ли мы Бога Отца о ниспослании нам обещанного Духа Святого? Спаситель, окружённый большим количеством людей на Иордане, показывает нам, как мы должны молиться — сосредоточенно, имея одного лишь Бога перед собой.

Грядут праздничные дни, когда Церковь будет призывать нас: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» (тропарь на водоосвящении). Мы будем на богослужении, наберём крещенскую воду на весь грядущий год, будем пить её и окропляться ею, кто-то решиться окунуться в проруби или источнике. Но неужели всё это мы будем совершать с «окамененным сердцем»? Неужели не умрём для греха и не оживём для правды? Неужели наша душа не оживится нисходящей благодатью Духа Святого?

Сам Господь показал нам пример, что всякое дело должно начинаться с молитвы и ею сопровождаться. Так призовём же Eго из глубины верующего сердца: «Eй, гряди Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая