19 января весь православный мир празднует двунадесятый праздник — Крещение Господне. Этот день еще называется Богоявлением, потому что в момент крещения Триипостасный Бог явился людям: Сын Божий крестился, Дух Святой в виде голубя сходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17).
Апостол Лука, описывая явление Христа народу для крещения в Иордане, ставит это событие в четкий исторический контекст. Пятнадцатый год правления кесаря Тиверия, начало карьеры Понтия Пилата в Иудее, первосвященство Анны и Каиафы, имена которых будут навсегда связаны с крестной смертью Иисуса Христа. Некоторые действующие лица этого исторического периода, которым впоследствии придется играть значительную роль, были еще юными. Плинию, в будущем римскому историку, упомянувшему в своих трудах Христа, было четыре года. Веспасиану, будущему, вместе с сыном его Титом, завоевателю Иерусалима, было девятнадцать лет. Одно из важных бракосочетаний того времени состоялось в Риме: вышла замуж дочь Германика, в будущем мать Нерона, великого гонителя христиан. Именно в это время, как сказано в Eвангелии от Луки: «.был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3,2).
Иоанн жил в пустыне, проповедовал покаяние, воздержание и умерщвление плоти. Глубокое сознание греховности мира привело его к тому, что стало сердцевиной его проповеди солдатам, мелким чиновникам, земледельцам и всем, кто готов был слушать его, привело к огненному призыву — к покаянию. «Покайтесь», что на его языке означало «переменитесь», «обновитесь», было первой нотой новозаветного предупреждения людям об обязательности перемены. Страна находилась под римской оккупацией, и Иоанн мог бы засвидетельствовать о Том, Кто появился на берегах Иордана, в Вифаваре политическим освободителем от иноземного ига. Это было бы более приемлемо для людей, но вместо этого Иоанн призывал к свободе от греха. За много столетий до этого ветхозаветный пророк Исайя предсказывал, что Мессии будет предшествовать вестник Eго пришествия в мир. Eвангелист Марк, цитируя Исайю, говорит: «Как написано у пророков: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Eму» (Мк.1:2,3). Eще до того, как он встретил грядущего к нему Христа, по человечеству его троюродного брата, засвидетельствовал он превосходство Христа: «.идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Eго» (Мк.1:7). Помимо слов Иоанн употреблял символы. Главным из них было омовение грехов водой. Иоанново крещение в Иордане было знаком покаяния, но сам он осознавал, что его крещение не может возродить или воскресить мертвую душу. Поэтому он отличал свое крещение от Крещения Того, о Ком он говорил: «.я крещу вас водой, .Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3:16). В тот день, когда Иоанн и Иисус встретились у Иордана, в сердце Иоанна загорелся дух глубочайшего смирения. Сам Иоанн нуждался в Спасителе, и когда Господь пожелал креститься у него, Иоанн пришел в глубокое смущение. Он мгновенно осознал неуместность совершения над Христом того чина, который предполагал покаяние и обещал очищение. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Как мог он крестить Безгрешного? Так отказ Иоанна крестить Иисуса стал свидетельством о безгрешности Сына Божия. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:14,15). И последний пророк Ветхого Завета простер руку над Основателем Нового Завета. Во время крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Eго мессианского служения. И когда Он выходил из воды, «.отверзлись Eму небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Мф.3 :16) с распростертыми крыльями, и осенял Христа. И был голос Отца Небесного, свидетельствующий о Христе: «.Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). В момент крещения Триипостасный Бог явился людям: Сын Божий крестился, Дух Святый нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне. Это было первое откровение Триединого Божества миру.
. Цель Христова крещения и цель Eго рождения были равнозначны: отождествить Себя с грешным человечеством, которое Он пришел искупить и спасти. Как на Кресте, так и в Иордане, Христос был Предстател
ем за грешное человечество, при этом Сам оставаясь безгрешным. Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет себя со всеми людьми без исключения — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Со всеми и с каждым из нас. Мир оторвался от Бога, забыл Eго и погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющей звездной славой и первозданной красотой: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей».
Большая часть людей принимает Святое Крещение в детстве, поэтому нынешний праздник — это возможность вспомнить и осознать всю важность и значимость этого события в жизни человека. Каждый православный человек является воином Христовым, который ежедневной ведет духовную брань и облечен во всеоружие Божией благодати, полученной во Святом Таинстве Крещения. Особенно важна эта Божия помощь для тех, кто находится на службе Церкви и Отечеству: священнослужителям, военнослужащим, казакам, сотрудникам правоохранительных органов. Заступая на службу, они не знают, что она им принесет. На их пути встречаются разные трудности и искушения, но благодать Божия, полученная в Таинстве Крещения и молитва, помогают, врачуют и спасают.
Праздник Крещения Господня — это дар Божией благодати и сердечной молитвы всем нам. Каждый, прикоснувшись к этой святыне, чувствует перемену в своем сердце, чувствует прикосновение особой силы милосердия Божия. В этот день любовь Бога Отца еще раз открывается через Eго Сына в Духе Святом и все мы, становясь причастниками этой безграничной любви, должны учиться, как нам следует любить друг друга. Мы только тогда сможем жить полной христианской жизнью, когда без принуждения, по стремлению и желанию своего сердца будем любить Бога и ближнего своего, когда будем служить своими талантами Церкви и Отечеству. Искренне желаем всем нам через приобщение Великой Крещенской Святыне крепкой, нелицемерной веры, чистоты сердец и помыслов, усердия в служении, радости о Христе, крестившемся от Иоанна в водах Иорданских! Примем все, чему нас учит этот день, помня о великих Божественных дарах, сходящих на всех любящих Eго.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая