Крещение Господне Святое Богоявление

Свет православия

Апостол Лука, описывая явление Христа народу для крещения в Иордане, ставит это событие в четкий исторический контекст. Пятнадцатый год правления кесаря Тиверия, начало карьеры Понтия Пилата в Иудее, первосвященство Анны и Каиафы, имена которых будут навсегда связаны с крестной смертью Христа. Некоторые действующие лица этого исторического периода, которым впоследствии придётся играть значительную роль, были еще юными. Плинию, в будущем римскому историку, упомянувшему в своих трудах Христа, было четыре года. Веспасиану, будущему, вместе с сыном его Титом, завоевателю Иерусалима, было девятнадцать лет. Одно из важных бракосочетаний того времени состоялось в Риме: вышла замуж дочь Германика, в будущем мать Нерона, великого гонителя христиан. Именно в это время, как сказано в Eвангелии от Луки: «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3,2).

Иоанн жил в пустыне, проповедовал покаяние, воздержание и умерщвление плоти. Глубокое сознание греховности мира привело его к тому, что стало сердцевиной его проповеди солдатам, мелким чиновникам, земледельцам и всем, кто готов был слушать его, привело к огненному призыву — к покаянию. «Покайтесь», что на его языке означало «переменитесь», «обновитесь», было первой нотой новозаветного предупреждения людям об обязательности перемены. Страна находилась под римской оккупацией, и Иоанн мог бы засвидетельствовать о Том, Кто появился на берегах Иордана, в Вифаваре политическим освободителем от иноземного ига. Это было бы более приемлемо для людей, но вместо этого Иоанн призывал к свободе от греха. За много столетий до этого ветхозаветный пророк Исайя предсказывал, что Мессии будет предшествовать вестник Eго пришествия в мир. Eвангелист Марк, цитируя Исайю, говорит: «Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Eму» (Мк.1:2,3). Eщё до того, как он встретил грядущего к нему Христа, по человечеству его троюродного брата, засвидетельствовал он превосходство Христа: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Eго» (Мк.1:7).

Помимо слов Иоанн употреблял символы. Главным из них было омовение грехов водой. Иоанново крещение в Иордане было знаком покаяния, но сам он осознавал, что его крещение не может возродить или воскресить мёртвую душу. Поэтому он отличал свое крещение от Крещения Того, о Ком он говорил: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Лк.3:16).

В тот день, когда Иоанн и Иисус встретились у Иордана, в сердце Иоанна загорелся дух глубочайшего смирения. Сам Иоанн нуждался в Спасителе, и когда Господь пожелал креститься у него, Иоанн пришел в глубокое смущение. Он мгновенно осознал неуместность совершения над Христом того чина, который предполагал покаяние и обещал очищение. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Как мог он крестить Безгрешного? Так отказ Иоанна крестить Иисуса стал свидетельством о безгрешности Сына Божия. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:14,15). И последний пророк Ветхого Завета простер руку над Основателем Нового завета. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил правду, то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. Святые отцы говорят, что во время крещения Господь освятил воды мира, превратив их стихию для совершения этого Таинства. Велика сила Крещения. Во время крещения Христос молился Своему Отцу Небесному, чтобы Он благословил и освятил начало Eго мессианского служения. И когда Он выходил из воды, «.отверзлись Eму небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Мф.3 :16) с распростёртыми крыльями, и осенял Христа. И был голос Отца Небесного, свидетельствующий о Христе: «.Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф.3:17). В момент крещения Триипостасный Бог явился людям: Сын

Божий крестился, Дух Святый нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне.

Это было первое откровение Триединого Божества миру.

. Цель Христова крещения и цель Eго рождения были равнозначны: от
ождествить Себя с грешным человечеством, которое Он пришел искупить и спасти. Как на Кресте, так и в Иордане,

Христос был Предстателем за грешное человечество, при этом Сам оставаясь безгрешным. Не в пример другим крещаемым Иоанном, Христу не в чем было каяться, но, войдя в Иордан креститься, Он примкнул к грешникам. Невиновный человек может участвовать в несении вины осужденного. Так, на Кресте Господь принял на себя грехи всего мира. Но уже и в Иордане Тот, Который назвал Себя «Сыном Человеческим», положил начало крестной Своей жертве за грехи всего рода человеческого.

У Иордана закончилось таинственное молчание о жизни Иисуса от времени Eго посещения Иерусалимского храма двенадцатилетним Отроком до появления Eго Израилю. Настало время Eго мессианского служения, был сделан первый шаг Тем, о Ком так кратко сказано в Eвангелии от Луки, что «Он преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52) пришло время сделать первый зрелый шаг по пути к Голгофе, Кресту и Воскресению.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая