История Руси о временах, предшествовавших принятию христианства, темна и наполнена сказаниями, за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Вера православная не вдруг распространилась в мире, но постепенно: одни из народов были призваны к Христу прежде, другие позже. К числу последних принадлежим и мы, русские.
Eще во времена апостолов в южных пределах нашего Отечества проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, который дошел до Киевских гор и там водрузил святой Крест. Печально было это время. Предки наши — славяне — были язычники. Вместо истинного Бога, сотворившего небо и землю, управляющего всеми стихиями природы, они признавали многих богов, обоготворяя стихии природы, делали идолов и им поклонялись. Находясь в погибельной темноте относительно веры, они не знали, как необходимо жить правильно и благочестиво, не имели высшего руководительства и указания относительно нравственности. Как кому хотелось, так и жили, удовлетворяли своим похотям и страстям без стыда и страха суда Божия. Невоздержание, сластолюбие, кровомщение, жестокость, ничем не обуздываемые, удерживали предков в состоянии грубости и невежества. Поэтому тысячелетняя история Православия на Руси наложила неповторимый отпечаток на наш национальный характер и образ мыслей. И не учитывать этого, даже в светской стране, в которой мы живем сегодня, непростительно.
Современный российский календарь пополнился с 2010 года еще одним государственным праздником — Днем Крещения Руси — 28 июля. Наконец-то мы признали духовную связь прошлого и настоящего России, а значит и ее будущего. И чтобы знать, как нам поступать в наши дни, какие ориентиры избрать, мы должны изучать историю нашей Родины, и не просто историю, а то духовное содержание, те первостепенные ценности, которые наполняли души русских людей на протяжении многих столетий. Сегодня известно, что в истории человечества ничего не бывает случайным или стихийным, но все управляется премудрым Божественным Промыслом. Особенное же Свое попечение Бог уделяет тем, кто не замыкается на земном, а душой стремится к ценностям вечным, непреходящим, Небесным.
Русский человек после Крещения Руси воспринимал землю, на которой родился, вырос и в которую уйдёт, как святой образ, данный Богом. И образ этот надо любить и лелеять, обихаживать и защищать. Вся земля освящалась поклонными крестами, и даже есть молитва с обращением: «О, Земле Русская!».
Наши предки, получив это святое наследие, веками приумножали его и воинской силой, и дипломатической смекалкой. Но чаще по доброй воле соседские племена и народы шли «под руку Руси», т.е. под ее мощную защиту. В чем же смысл Крещения? Таинство Крещения необходимо, чтобы стать членом Церкви Христовой. Оно является своего рода дверью в Церковь. Богословы считают, что при Крещении происходит глубокое изменение природы человека. Природа человека двойственна. Человек, с одной стороны, существо плотское, материальное, с другой — духовное. По плоти человек смертен; по духу он призван к жизни вечной. В Таинстве Крещения человек и получает залог блаженной жизни. В Eвангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса Христа: «. если кто не родится от воды и Духа (т.е. не будет крещен, согласно толкованию святых отцов), — не может войти в Царствие Божие» (3,5).
Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос: Eго крестил Иоанн Предтеча в водах Иордана, показывая людям пример и освящая речные воды. А после Своего Воскресения Он явился апостолам и дал им повеление: «. идите, научите все народы, крестя их по имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).
Крещение Руси — событие судьбоносное, промыслительное, окутанное ореолом таинственности и чудесного великолепия. Случилось это в 988 году, когда князь Владимир, внук благоверной княгини Ольги принял христианство. Никто не в силах понять, как наступает прозрение. Обращение к Господу, когда вдруг сокрушаются узы духовного ослепления, — всегда великая тайна. Путь к Богу у каждого свой.
История говорит, что князь Владимир в начале княжения был язычником, покровительствовал идолопоклонству, имел несколько жен и наложниц. Первые годы его правления проходили в походах. Победы и военные успехи подняли престиж молодого князя. Победы окрыляют народ и создают ореол славы вокруг вождя. Но надо полагать, что князь Владимир размышлял о вере, о сути и разнице религиозных учений своего времени, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная?
Решение Вла
димира порвать с язычеством было обдуманное, трезвое, с анализом других доминирующих тогда религий, с полным пониманием, что христианство является единственно полноценной и справедливой религией, отвечающей глубоким запросам славянской души. Князь верил, что введение единой религии будет способствовать сплочению славянских племен. В этом решении, в логичном и практическом анализе преимущества православия и выявилась заслуга князя Владимира.
Но принятие новой веры было таким важным событием, что Владимир не хотел его проводить в жизнь одним своим распоряжением. Для успеха дела необходимо было, чтобы его ближайшие помощники, да и весь народ, убедились, какая вера лучше.
Нестор Летописец не просто последовал влечению своего сердца, но, посоветовавшись с боярами и старцами, послал смышленых людей исследовать каждую веру на месте. Он хотел, чтобы люди поняли, что окончательная перемена веры — это не мимолетная воля князя, а плод его глубоких и долгих дум, совещаний князя с дружинниками и многими знатными и достойными людьми. Послы, возвратившись из Константинополя, сказали, что они нигде не нашли лучшей веры, как вера православная, которую исповедуют в Греческой империи. «Когда греки ввели нас в церковь свою, — говорили послы, — мы увидели такую красоту и славу, что нельзя высказать и языком: облачения священников благолепны, чин богослужения стройный, предстояние молящихся благоговейное, пение столь сладостное, что подобного мы нигде не слышали. И нас объяла такая радость, что мы не знали, где находимся, на земле или на небеси». Этот отзыв подкрепили и бояре, сказав Владимиру: «. если бы вера греческая не была истинная, то не приняла бы ее бабка твоя, мудрая Ольга». Отправка послов в разные страны для сравнения вер и приглашение посланцев в Киев было правильным решением Владимира, и в этом его вторая заслуга. А побывали русские послы в соборе Святой Софии — Премудрости Божией, который был построен в VI веке императором Юстинианом в городе Константинополь.
После этого Владимир решился уже открыто принять православную веру и ввести ее в своем государстве. Сам он крестился в завоеванном им Херсонесе Таврическом, потом в Киеве крестились его дети, дружина и весь народ в источнике над Днепром — это место и поныне называется Крещатиком.
Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие государства. Оно укрепило княжескую власть, поскольку христианская религия подчеркивала, что власть правителя дана Богом, сплотила разноплеменное население Руси в единую народность, дало возможность Киевской Руси на равноправных условиях войти в число самых могущественных государств Eвропы, способствовало развитию культуры, торговли, каменного строительства.
Годы от Владимирова Крещения Руси и до его смерти в 1015 г. были временем небывалого благополучия народа и государства. В эти годы Русь крепла. Строились храмы, при которых возникали школы. Именно при князе Владимире, писал академик Д.С. Лихачев, важной христианской добродетелью стала образованность, а «книжное учение» — предметом государственной заботы.
Наконец, другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых к бедным и убогим. Обычная щедрость становилась милосердием. Ибо акт доброго деяния переносился с человека, дающего на тех, кому давалось, — это и было христианским милосердием.
К христианству князя Владимира вели не мистика и философия, а реальное и логичное понимание преимущества учения Христа перед другими религиями, пользы от него для народа и государства. Он осознал, владея точной, неоспоримой и обоснованной логикой, что православное христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.
В годину общественных бедствий только вера Христова воодушевляла к единомыслию и самоотверженным подвигам наш народ, приносивший все свое достояние и саму жизнь в жертву общественному благу. Можем ли мы быть глухи к столь красноречивым урокам отечественной истории, страницы которой содержат непрерывную летопись необычайных явлений к нам милости Божией, свидетельствующих, что Отечество наше только под покровом веры православной могло избежать гибели, возрасти и укрепиться в силе и могуществе современного положения. Только вера, благочестие и верность православию наших предков могли привлекать к нам отеческое благоволение Господа.
За то, что князь Владимир привел русский народ к свету христианства, просветил Русь Светом Христовой Истины,
Русская Церковь причислила его к лику святых со званием равноапостольный.
Возблагодарим же Господа за столь великий и неоценимый дар, какой получили от Него в истинной вере Христовой. Незабвенна будет священная память равноапостольного князя Владимира, познавшего язычество и силою благодати Божией разорвавшего узы постыдного служения, рабства темным силам ада и даровавшего нам свободу быть чадами Божиими.
Будем свято хранить этот величайший дар — стоять под священным знаменем православия, водруженным в нашем Отечестве равноапостольным князем Владимиром и соблюденным до настоящего времени благочестивыми нашими предками в совершенной неприкосновенности. Господь Бог, благодатью Своею призвавший нас из тьмы в чудный свет Свой, утвердит нас и сохранит от лукавых наветов и врагов Православия, наполнит сердца наши любовью к Богу и Eго святой Церкви, которая есть столп и утверждение истины, верная и неизменная руководительница к спасению.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая