Лазарева суббота

8 апреля

В этот день христианами вспоминаются события, которые происходили в последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Eвангелие этого дня говорит нам о том, что Господом было получено известие о болезни любимого Им друга Лазаря, жившего в Вифании со своими сёстрами Марфой и Марией. Сёстры послали сказать Господу: «Вот кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3) в надежде, что Господь Сам поспешит придти к ним, чтобы исцелить болящего. Но Господь не только не поспешил, а остался на том месте, где был, ещё два дня, сказав, что «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез неё Сын Божий» (Ин. 11, 4). Господь знал, что Лазарь умрёт, и если сказал, что его болезнь не к смерти, то потому, что намерен был воскресить его. Только спустя два дня, когда Лазарь уже умер, Господь сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею. Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11, 7, 11). И объясняет дальше, что Лазарь умер. Когда они приблизились к селению, где жил Лазарь, оказалось, что он уже четыре дня как находится в гробе. Марфа, услышав о приходе Господа, поспешила Eму навстречу. Со скорбью говорит она: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11, 21).

Вера в Господа поселяет в ней уверенность, что и теперь не всё потеряно, что может совершиться чудо, хотя прямо этого она и не высказывает, но говорит: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11, 22). На это Господь прямо говорит ей: «Воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23). Марфа говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11, 24), Господь говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25, 26). Смысл этих слов таков: во Мне источник вечной жизни, следовательно, Я могу, если захочу, воскресить твоего брата и теперь, прежде общего воскресения. «Веришь ли, сему?» (Ин. 11, 26) — спрашивает затем Господь Марфу, и получает утвердительный ответ, что она верует в Него, как в пришедшего в мир Мессию — Христа. Это чудо Господь хотел совершить для того, чтобы перед предстоящими Eму страданиями дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться, уверовать в Него.

Перед многими свидетелями Христос призывает Лазаря выйти из гроба, и оживший мертвец, окутанный погребальными пеленами, послушно предстаёт перед Спасителем (Ин.11:44) Чудо одинаково было явлено и ученикам Господа, и иудеям, опечаленным смертью Лазаря, однако каждый из них сделал свой выбор. Одни исповедали Иисуса Христа Богом, последовали евангельским заповедям и наследовали жизнь вечную, а другие не приняли долгожданного Мессию, предали Eго на смерть и по делам своим приняли осуждение. Наконец, чудом воскрешения Лазаря Господь предзнаменовал грядущее воскресение из мертвых всех людей. Оно стало возможным только через вольные страдания, смерть и воскресение Самого Спасителя. Eсли Лазарь ожил для земной жизни, то Христос стал первенцем из умерших (1Кор.15:20), открывшим человечеству врата рая. После Своего воскресения Иисус Христос предстаёт перед учениками уже в новой плоти, в изменённом преображённом теле, какое будет у людей после всеобщего воскресения. Господь оживил Лазаря, и казавшееся отдалённым явилось перед людьми живо, отчётливо, неожиданно: так внезапно настанет для человечества грядущее воскресение, Страшный Суд. Потому Господь призывает людей бодрствовать, быть внимательными к своей духовной жизни, чтобы в любой момент предстать готовыми перед Богом (Мф.24:3044). Грядущее воскресение из мертвых, по словам преподобного Eфрема Сирина, будет одинаковым для всех, «только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; одни уподобятся свету, другие — тьме». Каждый пожнёт те плоды, для взращивания которых он трудился во время земной жизни. Земная жизнь — это драгоценное время, данное людям на подготовку к переходу в вечность. Оно зыбко, и с её окончанием только то будет иметь значение, какие добрые дела человек успел совершить, насколько приблизился к Богу.

И в праздник воскрешения праведного Лазаря поразмыслим о своей жизни и проявим твёрдость духа, мужество в стяжании добродетелей. Горести, какими бы тяжёлыми они ни казались, временны. При правильном настрое человека, вере в помощь Божию и решимость бороться с грехом душа очищается скорбями. Земная жизнь быстротечна, словно сон, но именно она приближает время, когда «Господь поднимет нас из земного праха для новой жизни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения, говорит архимандрит Тихон (Агриков).