Семь недель Великого поста — преддверие праздника Воскресения Христова. Каков же должен быть пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нас? Первое условие — незлобие души, кротость, снисходительность, умение удалить от себя зависть и соперничество, великодушно поступиться своими правами. Гордому, немиролюбивому, строптивому недоступны утешения истинного поста. Когда душу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда сердце беспокойно волнуется чувствами гнева, мести и ненависти, когда мы, забывая о собственных грехах, непримиримы к недостаткам других, уничижаем их едким словом и презрительным взглядом, — мы не постимся и не говеем.
Второе условие христианского поста заключено в словах Спасителя: «.когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6, 16). Лицемерный пост оскорбляет Бога. Истинный же пост должен быть предпринят для Господа, чтобы душевными и телесными подвигами очистить душу от грехов, направить к добру. Это труднее, нежели пощение напоказ, ради услаждения самолюбия, ведь человек находится в ежеминутном соприкосновении со своей совестью. А она, если мы окончательно не заглушили её голос, постоянно напоминает о законе Божием, о смирении и сокрушении сердца. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».
Третье условие поста — напомнить, что человек создан для Неба, а к нему ведут ступеньки Христовых заповедей, жить по которым — подлинное счастье. Но мы часто забываем об этом и, привыкнув заботиться только о земном.
Видимый и явный грех нашего времени — самолюбие, отвергающие закон Божий. Мы не хотим обуздать своих похотей, не ставим для себя ни меры, ни цели. Многие не бывают в храме, и им неведомо наслаждение, даруемое слышанием слова Божия и божественными службами. Многие вольно живут в семье, думают только о себе и не понимают семейной радости, не знают, что такое великодушие, преданность, любовь. Привыкнув жить для себя и в себе, мы не замечаем, что происходит вокруг нас, с ближними, с нашей страной. В семье или в дружбе, когда есть любовь, очень легко отказаться от какого-то удовольствия ради другого, это естественное желание поделиться с другим. Церковь зовёт нас к исправлению и вере. И когда уверуем и покажем свою веру произволением и делами, Спаситель исцелит нас и скажет, как некогда исцелённому расслабленному: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк.2, 5).
Eвангелие и Церковь призывают человека к покаянию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). Это первые слова, которыми началась проповедь Иисуса Христа. Итак, спасение души и покаяние — две истины, одна от другой неотделимые. Без покаяния нет спасения. Исповедь как продолжение покаяния есть истинное самораскрытие человека, то есть раскрытие перед Богом истины о себе. Не надо себя ругать больше, чем действительно грешен, но и не надо скрывать. Eсли мы скрываем свои грехи, этим показываем, что нет у нас любви к Богу. Искреннее покаяние и исповедь направляют человека и на любовь к Богу и к ближнему. И Достоевский верно сказал, что любовь к человеку невозможна без любви к Богу. Ведь в покаянии подаётся всесильная благодать Божия, которая дарует ни кем и никогда не отнимаемую радость. От покаяния происходит оздоровление души. А без этого жизнь человеческая, хотя бы она была обставлена почестями, роскошью, славой, красотой молодости, — нелёгкое иго, исполненное душевной муки. Но благодать Божия не забывает ни одного человека в мире. Бедные и богатые, убогие и прославленные, старые и молодые, красивые и некрасивые — все одинаково дети Отца Небесного. Всем до единого выносится одна Чаша Тела и Крови Христовых. Всем и каждому предлагается быть причастниками Жизни Вечной. Вот уроки Матери- Церкви, которые она предлагает нам в дни Великого поста.
Сам пост — это не борьба против плоти, как создания Божия. И Христос плоть, и Причащение Eго тоже плоть. Но борьба должна идти с извращенностью плоти. Каждый из нас может осознать и почувствовать, что если не владеет собой, своим телом, то он становится уже рабом пищи, пития или других удовольствий. Падение Адама в том и было, что не захотел сдержать себя: когда он съел плод, ничего не получил нового. Заповедь была не в том, чтобы запретить ему есть этот плод, а чтобы научить дисциплинировать себя, чтобы поставить на путь подвига. В этом по
двиг свободы и любви. А чтобы участвовать в свободе и любви Божией, человек должен быть подвижником. Поэтому православный христианин, который идет каяться, также соблюдает и пост. Надо ради этого поститься, а не для того, чтобы просто исполнить долг.
На первой неделе поста в течение первых четырёх дней в храмах на вечерней службе читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Eго можно описать как покаянный плач, раскрывающий всю необъятность и бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Как он трогателен, как силён пробудить душу, спящую во грехах, как невольно заставляет нас плакать о своих прегрешениях. Всякий из нас на себе испытал это, если внимательно слушал его.
В пятницу на первой неделе поста в храме благословляется и раздается коливо (кутья) — блюдо из вареной пшеницы, риса с изюмом, мёдом или маком. Это делается в память о святом великомученике Феодоре Тироне, который оказал благотворную помощь православным Византии для сохранения Великого поста. Византийский император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в г. Антиохия тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы, чтобы христиане осквернились. Но святой Феодор Тирон, явившись во сновидении Антиохийскому епископу Eвдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
Сколько поучительного, спасительного предлагает нам в Великий пост Святая Церковь! Великое благо тому, кто усердно ходит в храм Божий и внимательно слушает, что там поют, читают. Какая грешная душа не будет растрогана наставлениями Матери-Церкви, не поспешит в Великий пост принести сердечное раскаяние во грехах и причаститься Святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христовых?
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая