О церковной жизни

Свет православия

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один человек с горечью говорил о крестнике: тот перестал ходить в храм. Год назад познакомился с девушкой, которая не верит в Бога. Парень попал под её влияние, снял крест, стал говорить, что Церковь – это зло и те, кого он встречал там, отнюдь не святые. Его крёстный расстроен, но не знает, как рассказать юноше о Церкви.

Вспомним, что Церковь была установлена не людьми, а Господом Иисусом Христом. Именно через Церковь человек спасается, приобщаясь благодати Божией через таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения (Соборования), Венчания, Священства (посвящение в диакона, священника и архиерея), Евхаристии (причащения) – главного заповеданного Господом таинства. (Лк.22:19-20). Важна и соборная молитва, ведь Спаситель говорил: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).

В Церкви Сам Христос действует через таинства. Не люди, а только Один Бог.   Он может восстановить разбитое в прах, вернуть «прежнюю красоту душам, безнадёжно потерявшим её» (акафист «Слава Богу за всё». Кондак 10).

Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым (Еф.1:22,23). Создавая Её, Господь понимал, что войдут в Неё не только святые, но и люди с недостатками, страстными привычками. Человеческая природа у всех одинакова: со времён Адама люди склонны к греху. Ещё апостол Иоанн Богослов отмечал: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» (1Ин.1:8), — ведь к прегрешениям относятся не только поступки или слова, но и мысли. Разве человек приходит в Церковь за человеческой святостью? Нет, за святостью Божией. Тогда нас не может остановить то, что в Церкви есть люди, которые согрешают. «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень» (Ин.8:7), — сказал Господь фарисеям о грешнице, которую они привели, чтобы казнить.

Так что же такое Церковь? Общество святых или общество кающихся грешников? В этом всё и дело. В Церковь входят разные люди: и святые, которые достигли Царства Божия, и кающиеся грешники, ещё живущие на земле. Печально, что люди стремятся увидеть в Церкви только ангелов и святых, ведь когда такие надежды сталкиваются с реальностью, розовые очки разбиваются, и осколки больно ранят человека. Он вдруг решает, что ему нечего делать в храме, а ведь даже и не пытается понять, для чего же православные христиане туда приходят и там молятся. Совсем не для того, чтобы искать людей по душе.

Церковь – это больница для мира, измученного греховным недугом. В Церковь стремятся люди, которые хотят приблизиться к Христу, ищут у Него помощи в борьбе со страстями. Поэтому на возмущение фарисеев о том, зачем Господь общается с мытарями и грешниками, Иисус Христос говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:11-13).

Другой вопрос, что к служителям Церкви внимание более пристальное. В них люди стремятся увидеть образец праведности. Мы можем представить идеальный вариант, когда Церковь отбирает лучших из лучших для служения, как это было в ранние века христианства. Тогда каждый священнослужитель являл собой образец подвига. Нынешняя реальность, к сожалению, другая. Общество разобщено, и люди не знают друг друга настолько хорошо, чтобы выбрать пастырей Христовых. Служат в Церкви в первую очередь люди, которые этого желают, к этому стремятся.

Однако святость Церкви измеряется не праведностью священнослужителей или прихожан, а святостью Её Главы – Христа (Еф.5:23). Человек идёт в храм не к священнику, а к Самому Богу, молится Ему, через участие в церковных Таинствах приобщается Его Благодати.

Отношения Бога и человека – личные. В храме стоит много людей, все они разные, у всех свой груз грехов и все идут к Христу своим крестным путём. Спаситель обращается к каждому конкретному человеку, призывает его к спасению.  Может ли, в таком случае интересовать поведение других людей, если каждому из нас предстоит дать ответ за собственную жизнь перед Богом? Предстать перед Господом придётся и мирянам, и священникам, и епископам. Суда Божия никто не избежит, только «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). К чему тогда смотреть на окружающих, если, как говорила святая блаженная Матрона Московская, «каждая овечка будет подвешена за свой хвостик».

У псалмопевца Давида есть слова, обращённые к Господу: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс.140:4), — то есть не дай мне искать оправдания собственным согрешениям. Нежелание идти к Христу и отказаться от страстных привычек – грех. Можно своё нежелание быть с Богом оправдывать тем, что в Церкви не такие люди, как хотелось бы. Но это лукавые слова. Чаще так говорит человек, который не испытывает радости живого общения с Богом, не понимает смысла христианства, участие в таинствах для него формальность, он не знает, что такое молитва, не знает содержание богослужения. Ведь приобщение благодати, как личный опыт соприкосновения с Богом, утверждает человека в вере. Надеюсь, что для юноши, о котором так переживает крёстный, настанет момент встречи с Богом. Тогда все сомнения рассеются.

Другая причина скрыта в изначально завышенных ожиданиях. Человек надеется увидеть в храме святых, какими он их себе представляет, а сталкивается с живыми людьми. Необходимо понимать, что во все времена в Церкви были люди разные: и такие ревностные с горячей верой, как апостол Пётр, чистые сердцем, как апостол Иоанн Богослов. Но были и те, кого общественное мнение изначально причисляло к грешникам. Например, мытарь Закхей – начальник сборщиков податей. После встречи со Спасителем, он в корне изменил собственную жизнь (Лк. 19:1-10). По преданию, даже стал первым христианским епископом в Кесари Палестинской. Был прославлен в лике святых как Закхей Праведный.

Христос воспринял заражённую грехом человеческую природу с одной целью – очистить её от греха. Он воспринимает нас со всеми немощами для того, чтобы привести к Отцу. Божественная природа Церкви всегда чиста, прекрасна и непорочна, а её человеческая составляющая искалечена грехом. Изучая историю Церкви, мы не можем сказать, что среди людей греховность увеличивается, уменьшается или прибывает неизменной. Она, пожалуй, колеблется – когда-то больше проявляется, когда-то меньше. Но для того чтобы очистить, освятить людей, Господь и пришёл в мир и основал Церковь.

Когда возникают сомнения, помогает Священное Писание. У апостола Павла есть слова, которые говорят о том, что Спаситель предал Себя за Церковь, «чтобы представить её … не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного», — то есть грехи людей не могут очернить чистоту Церкви, — «но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25,27).