Митрополит Меркурий: о помощи Курску и проблемах воспитания
Митрополит Меркурий рассказал о помощи жителям Курской области, священнослужителях на передовой и проблемах воспитания в интервью «КП — Ростов-на-Дону». Предлагаем вашему вниманию интервью митрополита (в сокращении).
По благословению патриарха, в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове, находится чтимый образ Божьей Матери Донской, который был принесен сюда из Москвы в 2015 году. Это самая точная копия чудотворного образа, созданная за всю историю существования этой иконы. Восстановлен оклад на этот образ, в икону вставлена часть пояса Пресвятой Богородицы.
Главная святыня — чтимым образом Божией Матери Донской. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Архиерейским советом митрополии было принято решение: дать возможность священнослужителям съездить поклониться образу 1 сентября в Москву, чтобы не разделять людей по временам и датам, а в первое воскресенье сентября чествовать уже наш образ, на Дону. Это не противоречит церковной традиции, потому что многие значимые праздники имеют не один день торжества, а еще и предпразденство. И чтимым образом Божией Матери Донской у нас, и чудотворным в Москве так и происходит — торжества начинаются в столице и продолжаются в Донском крае. Эта традиция существует вот уже 10 лет. И в этот день мы ожидаем прибытия на торжества 13 архиереев из разных епархий Русской Православной Церкви, большого количества паломников.
Божественная литургия начнется в 9.00 в соборе, после предполагается крестный ход с образом Божией Матери вокруг него. Но будем смотреть, позволит ли существующая далеко неспокойная обстановка, провести все эти мероприятия.
— На службу могут прийти все?
— Конечно, все. Храм открыт. Извините, но в этот раз будут приниматься меры предосторожности. Прийти нужно заблаговременно, чтобы пройти соответствующий досмотр.
В Ростове-на-Дону строятся новые микрорайоны, и планируется строительство храмов в ответ на запрос людей.
— Собор строился 12 лет, а реставрировался семь лет. Так что можете себе представить выполненный объем работ. За последнюю, новейшую историю, собор претерпел очень много лишений и изменений. И закрытие в конце 1930 годов, и его использования как зернохранилища, а после — зверинца. Затем — суровые годы войны, бомбежки Ростова, когда здание было сильно повреждено, и долгое время не было возможности ухаживать за собором на должном уровне. И вот, в 2012 году, губернатором принято решение о начале реставрации.
Собор реставрировали семь лет. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Мы тогда даже не знали, что нас ждет. Это была огромная, трудная, сложная — и финансово, и технически — работа, но в то же время очень интересная. Строителям, архитекторам и реставраторам нужно было восстановить собор максимально похожим на то, каким он был до всех этих непростых событий. Хотя точь в точь получиться не могло, потому что после закрытия все убранство, утварь, иконы были утрачены, разворованы и сожжены — остались только настенные росписи. Это было печальное зрелище.
А, поскольку мы живем в современном мире, то были созданы и некоторые системы, каких исторически в строении не было. Например, принудительной вентиляции, охлаждения. И теперь, когда летом на улице выше +40 градусов, то в соборе всего лишь +18 — +20, это достаточно прохладно и комфортно. Многие предметы утвари восстановлены по образцам, существующим описаниям, исходя из архитектуры и техзаданий, которые были даны архитектором Константином Андреевичем Тоном при строительстве других храмов и дворцов. Идея создания собора принадлежала именно ему. Наш собор — копия построенного в Санкт-Петербурге собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка, он находился напротив нынешнего Витебского вокзала, но не сохранился. Поскольку наш собор строили ростовские купцы, то он был достаточно богат до разграбления. И о его реставрации уже выходили книги.
Идея принадлежала знаменитому архитектору Константину Тону. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Сегодня при планировании новых микрорайонов предусматривается место и для храмов. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Митрополит Меркурий рассказал о том, как священнослужители помогают бойцам СВО и их семьям, а также вынужденным переселенцам из Курской области.
— Большинство священнослужителей нашей епархии — это люди молодые, от 30 до 40 лет. Меня радует, что большинство из них глубоко верующие, с искренним желанием служить Церкви и Отечеству. У них есть силы, навыки, желание, внутреннее горение. Иногда нет опыта, но жизнь привносит его в человеческое бытие. Так что это люди очень перспективные — с церковным и государственным мышлением, с которыми интересно разговаривать и трудиться. Это люди, которые не жалеют себя для других и для дела, работают на все 100 %, у которых нет выходных.
На образование мы смотрим во вторую очередь. Безусловно, он должен иметь духовное образование и опыт нахождения в церкви, но основное количество людей, которых я рукополагаю, — с одним, а то и двумя высшими светскими образованиями, а уже потом получили духовное. Это юристы, строители, медики и так далее. Например, закончили Донскую духовную семинарию со степенью бакалавра и продолжают обучение в магистратуре у нас, в Санкт-Петербурге или в Москве, в наших вузах с кафедрой теологии.
Замечательно, когда у человека есть светское образование. Это значит, что он ходил по вузовским коридорам, варился в студенческой среде, получил навыки общения, может слушать и записывать лекции, читать, быть внимательным, обладает аналитическим складом ума.
Наши бойцы на лечении в Ростовском военном госпитале всегда могут рассчитывать и на беседу с батюшкой, и на помощь сестер милосердия. В госпитале есть храм, военный священник, который понимает правильно и воинское служение, и пастырское. А сестры милосердия уже в течение 30 лет несут послушание при госпитале: каждый день в три смены здесь работают более 30 человек. Многим кажется, что их задача только перевязать, утку поднести, палату помыть. Конечно, этим они тоже занимаются. Но я видел, как они общаются с бойцами, которых приносят еще пахнущих порохом, как утешают их ласковым словом. Это очень важно.
Многие говорят, что сестры милосердия — это те люди, которые вселяют веру в раненых бойцов. Мне рассказывали в других епархиях, на территории которых солдаты проходили реабилитацию, что военные с большой любовью и теплотой вспоминали наших сестер милосердия. Говорили, что сестры никогда не навязывали религиозных убеждений, но всегда согревали теплотой своего сердца, отвечали на все вопросы и всегда были рядом. Если сестры милосердия так живут, то значит, что их ведет великое святое религиозное чувство. И через их заботу некоторые приходили к вере. Ведь нет разницы, кто перед тобой — православный человек или другой веры, может, вообще неверующий. Ко всем подход одинаковый.
Сестры милосердия несут служение в ростовском военном госпитале. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
Так и на передовой. Наши священники-бойцы едут туда и совершают свое пасторское служение. Это важно, ведь бойцы возвращаются сюда и «двухсотыми», и «трехсотыми». И важно, что церковь рядом, и поддерживает, и провожает ребят, которые за свое Отечество душу положили.
У нас очень хорошо работает социальный отдел. Первая такая нагрузка на него легла еще в 2014 году, когда сюда хлынули беженцы из Донбасса. Именно тогда и сформировалась структура этого отдела. В нем работают с благотворительными организациями, с частными жертвователями. Например, люди готовы принести вещи — новые, неиспользованные, в упаковке, но не знают, кому они сейчас нужны. Так вот соцотдел собирает все это, а потом передает адресатам. Это касается не только людей из Курской области — у нас их не так много, но и тех, кто остался на Дону после 2014 года, и мы продолжаем их поддерживать.
Помощь и жителям Донбасса, и Новороссии, и курского приграничья помогают в епархии. Фото: Ростовская-на-Дону епархия
А сейчас патриарх обратился к Русской православной церкви, ко всем верующим, с просьбой оказать финансовую помощь, и вышел соответствующий циркуляр. Ведь далеко не все нужные предметы люди могут принести. Что-то нужно и закупать: раскладушки, матрасы и другие крупногабаритные вещи. Известно, что в курском приграничье было переселено 190 тысяч человек. К чему они вернутся — мы не знаем, поэтому Церковь готовится к тому, чтобы оказать им помощь. Они зайдут в свои дома, а их нужно ремонтировать и быстро, ведь впереди — зима. Для этого сбор и проводится. Деньги перечисляются в отдел социальной помощи и благотворительности РПЦ, откуда уже адресно распределяются. Вы можете зайти на сайт Московской епархии и увидеть, как все происходит: там регулярно публикуются сводки о гуманитарной помощи. И сбор продолжается.
— Как люди могут помочь?
— Нужно прийти в свой храм. Там стоит кружка, где написано , что это сбор на помощь жителям Курской области. Также во время литургии священники озвучивают объявление, идут с блюдом, как это делалось в церкви и раньше. Потом ревизионная комиссия эти деньги пересчитывает, и оформляется соответствующий акт. После средства поступают в церковный счет, из уже с него централизованно переправляются в отдел по благотворительности и социальному служению.
Митрополит Меркурий подчеркнул важность воспитания в школе и необходимость триединого союза школы, семьи и церкви для успешного образования.
— Современная школа, как вы считаете, это все-таки место воспитания или получения знаний? Возможно ли учить, не воспитывая?
— Нет, невозможно. Один из философов сказал так: «Наука, лишенная Бога, — это великолепное зло». Мы можем научить негодяя, подлеца, который полученные знания будет использовать в соответствии со своими нравственными качествами. Поэтому процесс воспитания в школе может быть даже более первостепенный, нежели обучения.
Видите ли, для того, чтобы воспитать человека, нужен такой триединый союз — школа, семья и церковь. Если хромает эта триада, появляются проблемы с образованием. Вообще, мне жаль российскую школу, потому что столько, не побоюсь этого слова, опытов ставится над ней за последние десятилетия, не прошла ни одна другая система образования. К сожалению, эти опыты не всегда положительные. Поэтому желаю нашим педагогам, большинство из которых действительно добрые, хорошие, светлые люди, терпения, крепости сил и стойкости в своей профессии, невзирая ни на какие искушения.
А приходилось ли вам сталкиваться с такими случаями, когда нужно было помочь молодежи не скатиться до страшных поступков?
— Чтобы пресечь хамство, нужно самому не быть хамом. Нельзя на хамство отвечать тем же. Если педагоги или родители до этого опускаются, то мы должны понимать, что этот ком будет только нарастать. И это вина всех. И родителей, которые не научили детей относиться с уважением к педагогу. И общества, которое поставило педагога на такой низкий уровень. Знаете, я помню свои школьные годы, и в то время педагог для нас был почти святым человеком, и никто не смел про него и слова плохого сказать. А, если кто-то посмел дерзко ответить учителю, то с ним очень строго разбирались. Потому что у педагогов был авторитет, но и дети вели себя соответствующим образом. Если хотите, это было своего рода аскетическое служение, когда учитель не мог позволить себе многого из того, что современные педагоги делают на глазах у детей.
И влияние церкви здесь важно. Вспомните, коммунисты говорили, что создадут экономически развитое общество, где все пороки и недостатки будут изжиты. А дальше что? Посмотрите на наших соседей на Западе. У них меньше негодяев и подлецов, чем в России, или они цивилизованнее себя ведут? Вот и ответ: ни экономические, ни бытовые условия делают человека — человеком, а внутреннее воспитание. Вы можете сколь угодно его убеждать: «Тебе нужно быть добрым, хорошим человеком!» Он лишь послушает, и на этом все, потому что в нем нет внутреннего убеждения, для чего это делать, почему он должен быть хорошим человеком.
Владыка считает, что важно поднять авторитет учителя в глазах учеников. Фото: Светлана МАКОВЕЕВА.
Не просто добро ради добра, а правда ради правды — нет. Человек должен знать, за что он держит ответ. Что он ответственен перед близкими, соседями, школой, обществом. Перед богом. И если первые четверо смолчат и не увидит, то Бог видит все. И человек должен знать, что добром он созидает будущую жизнь, что есть закон жизни, который гласит, что посеяв зло сегодня, он пожнет его завтра, когда состарится. И никакие замечательные условия жизни этот закон не отменяют.
Но мы знаем, что наши русские люди, соотечественники, и в самых неблагоприятных условиях жизни проявляли лучшие свои качества — доброты, и терпимости, и заботы, и помощи. Каким образом тогда сказывались внешние условия, когда человек в блокаду получал 125 граммов хлеба и делил с соседом, чтобы тот не умер. Кто его заставлял? Внутренняя потребность творить добро. Поэтому воспитание – это основа всех основ. И если мы хотим, чаем, надеемся на то, что наше Отечество будет прекрасным, счастливым, свободным, целостным и нравственным, мы должны закладывать это воспитание. И это самая выгодная, если хотите, инвестиция. Если мы не будем этого делать, то и не надо ничего ожидать сегодняшнего поколения. Не воспитывая детей сегодня, завтра мы увидим хамов, негодяев, подлецов и преступников, и не только на своих улицах, но и в своих домах.
Владыка считает, что в школе детей не только учат, но и воспитывают. Фото: Олег ЗОЛОТО.
— Нынешний год объявлен президентом Годом семьи. А что такое семейные ценности для Русской православной церкви? Как можно сохранить и сберечь семьи и вообще изменить легкомысленное сегодня отношение молодежи к институту семьи? В конце концов, семья — это крест или радость?
— Семья — это радостный крест. Мне, конечно, как монаху, сложно говорить о том, что такое семья из своего личного опыта. Но я воспитывался в семье, я видел, как жили мои родители, и могу сказать, что, конечно, семейная жизнь не бывает безоблачной. Но умение покрыть все любовью, которая соединила людей, терпеть, прощать, быть снисходительными, воспитать своих детей порядочными людьми — этому учатся в течение жизни.
Признаюсь, иногда странно слышать, как объявляют какие-то года, как сейчас Год семьи. А что, следующий год у нас перестанет быть годом семьи? Взять, например, День отца, День матери. Разве лишь один день из 365-ти в году мы посвящаем матери с отцом?
А что мы делаем для того, чтобы воспитать людей? Проедем, например, по нашему Ростову-на-Дону. И где на его улицах социальная реклама? Реклама жилья и чего угодно есть. Но вы нигде не найдете призывов: «Помоги старику перейти дорогу», «Позвони отцу с матерью», «Вспомни о том, где сейчас и чем занимается твой ребенок». Где такая реклама? А ведь это должно быть на подкорке у человека постоянно. Поэтому, пользуясь возможностью, я снова обращаюсь к нашему депутатскому законодательному корпусу заняться воспитанием. Примите решение, что 10% городской рекламы, должна быть социальной. Жду. Может, получу ответ.
На 275-й день рождения Ростова-на-Дону в соборе прозвучат молебны. Фото: Денис Демков.
По материалам rostov.kp.ru
Митрополит Меркурий в студии радио «КП — Ростов-на-Дону» говорил помощи жителям Курской области и проблемах воспитания. Фото: Наталья Захарченко.