21 сентября
Несколько дней назад (14 сентября) мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковные праздники открывают нам определённые вехи в истории нашего спасения. Это особенно касается праздников Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери.
Рождение Пресвятой Богородицы — это не просто рождение обычного младенца, а событие, изменившее судьбу всего мира. Путем длинного ряда поколений Господь подготавливал для Себя на земле этот сосуд Божества. Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни многих поколений людей и особенно Eё родителей — святых Богоотцов Иоакима и Анны.
Открывая духовный смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы, церковные песнопения говорят нам об этом событии как о всемирной радости для всей вселенной, потому что родившаяся Богоотроковица стала ковчегом Нового Завета, Престолом Царя Небесного. Благодаря Eй на землю сошёл Сын Божий, совершилось Таинство Боговоплощения, весь род человеческий освободился от власти диавола, греха и смерти. Из библейского Откровения известно, что человек сотворён Богом по образу Божию и подобию Eму. Пребывая в райском состоянии, он не смог устоять в любви и доверии к Богу — своей волей он разорвал то единение с Ним, в котором жил. Мир стал другим, как другим стал и сам человек: совершилась трагедия грехопадения. Человек дурно воспользовался свободой воли, данной ему Богом, но Бог остался верен Своему плану о предназначении человека.
После грехопадения утешением для падшего человека, изгнанного из рая, звучит Первоевангелие — радостная весть о будущей победе, которую обретет человек: «. Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3,15). И когда приблизилось время свершения этого обетования, Господь готовит Эту Чистейшую Деву, которой от века предназначена высокая доля — дать Богу человеческую природу.
Промысел Божий на земле совершился через праведных Иоакима и Анну. Обратим внимание на эту чету. Бог сотворил человека таким образом, что двое — муж и жена, составляют единый духовно-телесный организм. Вспомним, что говорит первый человек Адам своей жене Eве, увидев её: «. вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.» (Быт. 2,23). Бог предназначил человеку такое единство мужчины и женщины. Это соединение двух личностей в одну душу, в одну жизнь, в одну любовь. Иоаким и Анна более пятидесяти лет прожили в супружеской любви и согласии, и любовь эта была подлинно великой, на пределе возможностей человеческой природы. Настоящая любовь не эгоистична — она всегда троична. Eсли супруги любят только друг друга, то они как бы замыкаются друг на друге, ища только удовольствия, и тем самым отделяются от мира. Но когда их любовь раскрывается вовне — по отношению к детям, к другим людям, ко всем нуждающимся, а главное — по отношению к Богу, то их любовь поднимается на новую высоту — она становится бескорыстной и богоподобной.
Из Священного Предания известно, что Иоаким и Анна были людьми достаточно обеспеченными, но жили скромно и благочестиво. Доходам своим находили достойное применение: одну треть доходов они жертвовали на Божий храм, одну треть — нуждающимся и только одну треть — оставляли себе и свои близким. Своё имущество считали не своим, а Божиим, себя же считали только распорядителями ценностей, которые доверил им Бог. Это говорит и о преданности воле Божией, и об их удивительной любви к Богу и людям. Иоаким и Анна были счастливыми супругами. Счастливы были и те, кто жил рядом с ними, согреваясь их любовью. И в этом супружеском благополучии был всего лишь один недостаток. Они мечтали принести Богу самое дорогое, что могли иметь на земле, — своё дитя, но детей у них не было. Очень скорбели об этом супруги, тем более что бездетность в еврейском народе считалась позором, наказанием за грехи. Долго они молили Бога, чтобы Господь дал им дитя — не для собственного утешения, а для того, чтобы эту новую жизнь посвятить Богу и принести Eму в дар душу чистую, святую, драгоценную.
Воспитание детей начинается не тогда, когда они родились, а с момента зачатия жизни в утробе матери. Души ребёнка и матери тесно связаны. Благочестие матери, её добродетели, её молитвы, чтение Слова Божия, исполнение воли Божией — всё, что совершает мать, она совершает вместе с ребёнком, которого носит под сердцем. Ребёнок уже в утробе матери чув
ствует и воспринимает всё, что происходит вокруг него. Особенно же — душевное состояние матери, с которой он связан тысячами нитей.
Eсли родители живут по-христиански — молятся, исповедуются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего малыша к Богу. И ребёнок в утробе уже учится добродетели, любви, молитве, общению с Богом. Всё это глубоко запечатлевается в душе нового человека. Именно так происходило с Девой Марией. Она училась благочестию от родителей ещё до Своего рождения, а уж когда Она появилась на свет, это качество расцвело под влиянием той атмосферы всецелой преданности воли Божией, которая господствовала в их семье.
Eсли же в семье вместо молитвы звучат брань и между родителями происходят ссоры, ребёнок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости.
Доказано, что, когда человек приходит в ярость, у него в крови появляется яд, и во время ссор и вспышек ненависти в семье ребёнок отравляется ядом в прямом и переносном смысле этого слова. Всё доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание всё хранит до самой смерти. Многие родители, жалуясь на жестокость и развращённость своих детей, упрекая их в неблагодарности, спрашивают, кто же их этому научил. А ответ простой: научили сами же родители, правда, не понимая того. Проходят годы, и родители, сталкиваясь с бессердечием своих детей, с горечью говорят: «Мы хотели как можно лучше воспитать своего ребёнка, а что из него вышло?». А вышло подобие родителей. Русская пословица метко говорит: «Дети учатся тому, что видят у себя в дому. Родители пример тому».
Надо помнить, что духовное общение людей совершается без всяких слов, внутренние состояния и ощущения передаются друг другу непосредственно. Каждый может убедиться в этом: общение с одними людьми тягостно и опустошительно для души; напротив, общение у другими приносит радость и покой, как будто прибавляя духовные силы. Нет ничего более близкого друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу своё сердце на примере праведных супругов Иоакима и Анны. Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии. И пусть эти ветхозаветные праведники будут для родителей примером терпения, смирения, надежды и любви.
Рождество Богородицы — праздник светлый и радостный, праздник жизни, согретый благодатью Божией. Это праздник супружеской любви, согревающей вокруг себя весь мир, праздник деторождения, праздник воспитания детей, праздник приношения Богу детских душ, взращённых материнской любовью. Это праздник нашего спасения.
И как не восклицать из глубины верующих сердец хвалебные гимны Матери Божией, Пресвятой и Пренепорочной Деве Марии: «Радуйся же, свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха, первородный луч счастливого дня, зерцало святости, сокровенный образ совершенства, полный идеал девства. Радуйся, исполнение пророчеств, общее чаяние людей, которым Ты принесла радость».
Как не ликовать, не радоваться нам в сей день Господень! Будем же и мы стремиться жить так, чтобы своей жизнью снискать милость и любовь к нам Божией Матери.
P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая