Приготовление к Великому посту

Свет православия

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Такую умилительную молитвенную песнь поет Святая Православная Церковь, начиная подготавливать нас к покаянию. Eще три недели до поста, и о нем, может быть, никто и не думает; но Церковь издали указывает нам двери его и заранее хочет предрасположить к входу в нее, чтобы мы встретили и проводили это время как следует. Подготовка к посту не менее важна, чем сам пост.

21 февраля — первая Неделя (воскресенье), с которого берет свое начало подготовка к Великому посту и именуется Неделей о мытаре и фарисее. Эти два человека пришли в церковь помолиться, один из них, гордый фарисей, вышел из храма осужденным, точнее оправданным менее, чем смиренный мытарь. Фарисей во время молитвы хвалился своими достоинствами и осуждал других, а мытарь, в глубоком сознании своей греховности, молился так: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику» (Лк.18:13). Надо и нам золотыми словами написать в своем уме и сердце эту великую духовную мудрость. Первого осудил Господь, а последнего оправдал, говоря: «… ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:14). Eсли смотреть на внешние поступки, а не на внутреннее расположение сердца, то фарисей в гражданском смысле человек беспорочный и благочестивый. Но при всем этом его молитва была отвергнута. Фарисей сам уже все решил, высоко оценил себя, унизив для этого ближних, развесил ярлыки на всех. Он себя хвалит и превозносит под видом благодарения Бога, а ближнего осуждает и унижает. Мытарь же, человек не без греха и пороков. Он сам осознает свою греховность, и, однако же, молитва его была услышана Господом. Почему же это так? Ответ на поверхности: фарисей молился высокомерно, — с таким настроением духа, в котором он сам весь обнаружился. Ведь в молитве люди обнаруживаются такими, какие они есть на самом деле и как живут.

К жизни евангельского фарисея и его молитве применимы слова апостола Павла: «.люди самолюбивые, сребролюбивые, гордые, надменные, злоречивые,. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:2-5). Фарисей держал себя по отношению к Богу с надменностью. Гордо вошел в храм, стал впереди всех, и на видном месте. В нем не заметно было никакого признака подобающего благоговения к Богу и Eго дому; он презрительно обращался с ближними. Считая себя праведным, он называл других людей дурными, хищниками, неправедными, прелюбодеями, судя это по внешним поступкам, а не по внутреннему расположению сердца, ложно и превратно истолковывал их. Так гордость везде поступает: о себе думает высоко, а о других — низко и презрительно.

Молитва фарисея была греховна. Он благодарил Бога, но без смирения и сознания собственных немощей — благодарил не за избавление от тяжких искушений, грехов и грубых пороков, а за то, что он не таков, как прочие люди. В его устах слышался голос гордости, которая кичится своею праведностью и обращается к Богу не с молитвой покаяния, а с молитвой самовосхваления. Каяться, по мнению фарисея, ему было не в чем. Вся его молитва была обращена к собственному кумиру гордости. И Бог ее не слышал.

Молитва мытаря была воплем души, в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания своей греховности. В своей молитве он высказывался таким, каким он был на деле и как жил. И Бог с благоговением внял ей, ибо Он видел человека, требующего Eго помощи, сознающего собственное бессилие для обновления своей природы.

Смирение сделало мытаря достойным благодати Божией. Мытарь встал в уголке в храме и не смел даже поднять глаз своих к небу. Он не шел вперед, хотя был человек при должности, собиратель пошлин, и вероятно, с хорошим состоянием. В церкви нет различия. Все люди здесь равны между собой, как дети одного Бога и Отца. Самого невидного места в храме вполне достаточно для того, чтобы возносить молитвы к Творцу. Мытарь молил Бога о помиловании. Eго единственное желание — получить прощение грехов. Он молился со смирением. А искренне смиряющий себя возвысится.

Будем же подражать мытарю, который указал нам правильное устроение в молитве перед Богом. Это, прежде всего, видение своих грехов и своей беспомощности в борьбе с ними, а отсюда покаяние и смирение. Никаких заслуг, прав и претензий! Их не может быть у неоплатных должников перед Господом. Он призвал нас к совершенству, к тому, чтобы мы не только дела и слова, но и мысли свои контролировали, чтобы неправда не закралась в наши поступки. А мысли, подобно мол
нии, проскакивают мимо нашего сознания, но Бог видит все, тончайшие оттенки настроения души. И если мы видим свою греховность и уповаем на милость Божию, значит верим, что Господь спасает нас не за что-то, не по нашим каким-то заслугам, а единственно по Своей милости. Мы верим в любовь Бога к нам, надеемся на Него, а не на себя, и такое смиренное устроение спасительно, потому что дает место милости Божией. Поэтому смирим себя перед Господом и как мытарь обратимся к Нему: «Боже, милостив буди мне, грешному». Такой смиренный настрой души и подвиг делает действенным, а молитву сильной и преображающей наше внутреннее устроение.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая.