КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Общество

      Крещение Господне  – самый древний  христианский праздник. Посвящён он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан великим Пророком и Предтечей Господним Иоанном.

      Этот день ещё называется Богоявлением, потому что именно в этот день, когда Господь крестился, миру был явлен Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, совершивший дело спасения человечества, разрушивший абсолютную власть зла и открывший людям путь на Небо, к Богу. В Крещении Господнем на Иордане Единый Бог явил миру три Лица Своего Божества: Сын Божий крестился, Дух Святой нисходил на Него, Отец свидетельствовал о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17).

     Это было первое откровение Триединого Божества миру. Отныне Сын Человеческий начинает Свое служение людям. Отныне те грехи людей, которые Иоанн Креститель омывал в «струях Иорданских», Христос берёт на Себя, чтобы через крестные страдания спасти человеческий род от вечной смерти и примирить его с Отцом Небесным.

     Господь обещает нам усыновление, обещает нас соделать Своими чадами, согревать наши души Божественной благодатью и дать нам в наследие Вечную блаженную Жизнь. С момента крещения Иисуса Христа началось открытое служение Сына Божия, Его выход на проповедь.

     Войдите в храм в канун Крещения, когда совершается водоосвящение, вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды. И вы почувствуете, что здесь не один древний чин;  а нечто говорящее и теперь, как и более двух  тысяч лет назад, о нашей жизни, о нашей жажде, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению и нравственному исцелению…

     Радость праздника Крещения – в новом восприятии окружающего мира, в вере, что всё и всегда можно вымыть, очистить, обновить, возродить, что, как бы ни была загрязнена и замутнена наша жизнь, в какое бы болото мы ни превращали её, не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты. Жажда, которая по-настоящему делает его человеком. «Великий еси, Господи, и чудны дела Твоя и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих…». Посмотрите, каким светом и радостью сияют лица людей, когда гремит ликующий псалом «Глас Господень на водах», (Пс. 28, 3), когда священник кропит освящённой водой храм и летят, как бы по всему миру, эти сверкающие брызги, и мир снова становится возможностью, обещанием,  таинственным чудом претворения и преображения.

     Сам Бог в образе человека вошёл в эту воду, соединил Себя не только с человеком, но и со всей материей, всю её сделал светлой и светоносной, всю – направленной к жизни и к радости. Всего этого нельзя ни пережить, ни почувствовать без покаяния, без того, что по-гречески называется «метанойя», без глубокой перемены сознания, без обращения ума и сердца, без способности вдруг всё увидеть в новом свете. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые дела ваши от очей Моих;  перестаньте делать зло; научитесь делать добро,  ищите правды…» (Ис.1:16). Именно такое покаяние проповедовал Иоанн, и оно делало возможным увидеть и с любовью принять в образе Иисуса, идущего к Иордану, Самого Бога, от века возлюбившего человека и весь мир сделавшего для него образом Своей любви, вечности, радости. Принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми без исключения – грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, в возрождении… Со всеми и с каждым из нас. Мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющий звездной славой и первозданной красотой. «…Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37).

     Крещение Господне – момент ослепительного света, когда всё вспыхнуло и осветилось радостью первозданной красоты, когда мир открылся как мир Божий, очищенный, омытый, возрождённый, наполненный хвалы и благодарения. Обновление празднуем мы, когда видим священника, кропящего храм новой, святой и Божественной водой, нас, наши дома, всю природу и весь мир. Когда видим людей, устремляющихся  к этой живой воде, льющейся к жизни вечной.

     Христос Спаситель Сам приближается к нам, чтобы освятить нас. Не будем только уклоняться от Него, не будем противиться Ему своим неверием, суеверием и греховной  нехристианской жизнью.

      Итак, всякий жаждущий пусть приходит к Нему и получает дар воды живой, дар новой, чистой и возрождённой жизни. Нужно только действительно захотеть быть вместе с Богом, верить всем сердцем и всей душой в Него. Тогда мы будем на верном пути. Тогда рядом с нами всегда будет наш любящий Отец  — Сам Творец мира, Сам Господь Бог.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками, то есть, святыми днями, так как эти  двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

     Этот период выделялся в русской жизни духовным подъёмом в делах церковных, праздничностью в мирских. Примечательными чертами этого цикла были славление и колядование:  люди ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвящённые Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название «славление»).

     Между тем, сейчас святость этих дней нарушается призывами к соблюдению откровенно языческих традиций. С экранов телевизоров, по радио и из газет нам внушают, что на Руси в дни Святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, и всевозможные буйные гуляния. Различные СМИ с оживлением рассказывают о том, как гадали наши бабушки, как поддерживают этот «древний обычай» в современных городах и весях. Без сомнения, обычай этот древний, но совсем не христианский! Происходит некая осознанная подмена. Нашему народу, который долгое время был оторван от своих духовных христианских корней, под видом так называемых «народных традиций» подсовывают обычаи и примитивные суеверия, бытовавшие в самых отсталых и непросвещённых слоях населения России. И наш российский народ, в том числе и те, кто считает себя православными, бросаются гадать, ворожить, не обращая никакого внимания на предостережения Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «…гадатель это злой демон…», предупреждая людей, внимающим гадателям, что они будут недостойны расположения и милости Божией и этим приготовят для себя многочисленные бедствия. Гадание – это добровольное сотрудничество с диаволом, наивное желание узнать правду у лжеца. Нет никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки. Современные святочные гадания, хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда вредом для души. А использование для этой цели церковных свечей и икон является ничем иным, как осквернением святыни. Что же касается древности обычая, на которую так любят ссылаться «ревнители старины», то древность ещё не является признаком святости и богоугодности.

     Святки – это святое время, время молитвы, когда мир торжествует о Рождестве Спасителя. Зачем же омрачать это торжество погибелью душ человеческих?  Если именно «нас ради человек и нашего ради спасения» пришёл в этот грешный мир Господь наш Иисус Христос? В эти святые дни русский православный народ должен стараться не отвлекать свой ум и сердце от святых помыслов. Лишь утешающая душу благодать Божия делает праздник Рождества Христова радостным и приятным. А даётся эта благодать лишь тем, кто удаляет от себя всё то, чем оскорбляется Божия любовь к нам, чем бесчестится святое имя Христово, чем нарушается святость праздника. Тем, кто желает быть христианином не только по факту Крещения в детстве, но и по духу, не следует участвовать в вышеупомянутых оскверняющих душу языческих ритуалах.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая