28 ноября — 6 января
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Eму наше чистое сердце и желание следовать Eго учению.
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от скоромной пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения поста каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. И если требуется послабление поста по состоянию здоровья — посоветоваться со священником. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают своё здоровье, или от голода становятся нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и всё, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно и постепенно.
Рождественский пост не так строг, как Великий, по правилам и установлениям Православной Церкви он ближе к Петровскому. В определённые дни (кроме среды и пятницы) разрешается вкушение рыбы. Рыба разрешается и в большие праздники — Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), в престольные праздники, на какой бы день они ни пришлись.
Со 2 января пост усиливается, и рыбу не употребляют уже до самого Рождества; особо строгий пост 6 января в сочельник.
Однако всегда надо помнить: пост телесный, без поста духовного, ничего не значит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием в супружеской жизни, исключением увеселительных мероприятий. Пост не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Как писал святитель Иоанн Златоуст: «Пост — это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять». Поэтому пост должен быть посильным и обязательно соответствовать мере телесного здоровья и возраста. Результатом правильного поста бывает лёгкость, радость, душевный мир, молитвенный настрой. Когда же человек постится неправильно, результатом бывает раздражение, злость, а вместо смирения — возношение и гордыня.
Соблюдать истинный пост надо без чувства гордости, без хвастовства, не осуждая тех, кто не постится. Когда человек всем рассказывает повсюду о том, что он постится, то он согрешает тщеславием и, получая «награду от человеков», не обретает в душе Бога и Eго благости. В Священном Писании сказано: «Когда наступает пост, лицо свое умой и главу помажь елеем, чтобы явиться постящимся перед Богом, а не перед человеками» (Мф.6:17-18).
Смысл поста — уготовить наше сердце к приходу Господа, чтобы Он мог войти в него Духом Святым. Необходимо бодрствовать — значит стоять на страже сердца всяческим хранением, как говорят святые отцы, хранить его. Eсли мы не будем этого делать, в нём могут поселиться плохие чувства — зависть, злоба, гордость, нечистота. Каждый из нас знает по себе, как это происходит, как мы оказываемся порой беззащитными перед лицом этого мира, лежащего во зле. Бодрствование заключается в решимости противостоять этим чувствам, как только они появляются. Потому что существует опасность, что с ними войдет в нас дух зла. В этом состоит духовная жизнь, здесь все её трудности.
Поэтому будем просить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру, да и сами будем стараться жить и поступать по вере. Будем стремиться к чистоте, познанию своих согрешений, смирению и осознанию нужды в Спасителе. И тогда Господь родится в нашем сердце и наполнит его светом и радостью. Тогда таинство Рождества Сына Божия будет для нас не отвлечённым и умозрительным, а очень понятным, исполняющим нас жизнью и тихой радостью. «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе . принят верою в мире, вознесся
во славе», (1Тим.3,16).
P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая