Рождество Христово. Как много оно значит для человечества, говорит тот факт, что сейчас мы ведём отсчёт времени от этого эпохального немеркнущего Священного События, недооценить которое невозможно. И снова, по милости Божией, предстоим мы перед Вифлеемскими яслями, снова даётся нам возможность пережить радость Рождества Христова.
Непостижимый мир и тишина над нашей землей — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, — и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. В эту ночь на земле совершилось событие не менее великое и таинственное, чем творение мира. В наш мир со всеми его скорбями, грехом и смертью приходит Христос. В великом смирении Своём Господь пришёл на землю в человеческом образе. Он родился не в богатом дворце, а в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, а простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2,10-11).
Пастухи обрадовались этой вести, ибо не было в Иудее человека, который не ожидал бы Спасителя. Затем им явилось многочисленное воинство небесное, великий хор Ангелов, радостно поющих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2,14).
Но радовались не только Ангелы и пастухи. Ликовало и само ночное небо. На нём явилась особая звезда Рождества. По ней умудрённые опытом и научными знаниями волхвы в далекой Персидской стране узнали о рождении в Иудее необыкновенного Царя. Они поняли, что не зря жили и занимались науками, ведь именно научные знания открыли им истину о рождении Спасителя мира. Как пастухи и Ангелы, они прославили Бога и пошли в дальний путь, чтобы поклониться Богомладенцу Христу.
Благословение нового года — Рождество Христово, знамение, что с нами Бог. Это великое событие, это начало спасения рода человеческого. В мир пришёл Бог. И пришёл не в виде грозного Судии, не в виде всемогущего Творца, не в виде грома, молнии и огня, всё сжигающего. В этот языческий развращённый мир, погрязший в злобе и грехе, пришёл Бог в виде Младенческой Любви. Всемогущий Бог беззащитным младенцем вошёл в человеческий род. Любовь Божия входит к людям, чтобы каждый человек, и великий, и самый убогий, каждый униженный и оскорблённый мог протянуть руку, просящую о помощи, к Богу спасающему и воскрешающему.
С пришествием Христа в мир наступила новая эра: человек снова стал способным исполнять волю Божию. А воля Божия заключается в том, чтобы человек был подобным Богу, возрос до своего Творца и стал таким же святым, прекрасным и могучим, как Бог. С того самого момента, когда Адам был изгнан из рая, Бог промыслительно дал надежду падшему человечеству. Он сказал: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт.3,15). То есть родится Тот, Кто уничтожит в корне силу ада, сотрёт его главу. И вот этого события ждало все ветхозаветное человечество. Грехопадение первых людей исказило духовный путь человека, а Воскресение Христа и ниспослание Святого Духа обновляет это высшее творение Божие. Христос становится новым Адамом, Родоначальником обновлённого человечества. Христос родился для того, чтобы человека вернуть к Богу и очистить его душу, чтобы и на земле для него открыть Своё Царство. И Царство Eго уже основано — это Святая Церковь. Церковь — это Христова семья, в которой происходит духовное обновление человеческих душ, вернувшихся к Богу, воспитание их для Вечной Жизни. Духовное лечение — это тяжкая борьба, совершаемая в человеческой душе. Именно в ней ведётся самая страшная, кровавая битва вот уже в течение более двух тысячелетий.
.Христос победил мир. И в жизни побеждает каждый воинствующий во имя Христово, воинствующий с духом зла, со своими похотями, с самим собою. Человек видит в себе два противоборствующих начала: начало доброе, светлое, ведущее к Богу, и начало злое, омрачающее, растлевающее и изнуряющее дух человека, отдаляющее его от Бога.
И каждый раз отчётливо сознаем и ощущаем мы свою немощь, когда своими силами желаем вырваться из этого плена, сбросить с себя оковы этого духовного рабства. И только Бог может спасти человека, и для того чтобы совершить это спасение, Бог стал человеком. И первая проповедь Eго в Назаретской сина
гоге началась словами: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк.4, 18).
В нашем отечестве мы видим великое множество скорбей и печалей, в том числе и духовных. Множатся пороки. Человечество страдает от них больше, чем раньше. Казалось бы, всё в стране (да и она сама) должно уже рухнуть и развалиться, но «корабль» не потерпел крушения, потому что, если с одной стороны, мы видим деградацию, то с другой — духовное пробуждение большого количества людей. Христос возвращает к жизни человеческие души. И, наверное, только в нашем Отечестве в таком количестве открываются храмы, такое множество людей приходит в церкви. Хотя о полном духовном возрождении нашего народа говорить ещё рано — мы до этого пока не дожили. Но думается, что мы сейчас находимся как бы у подножия горы, и от того, как мы живём, какими мы стараемся быть перед Богом, перед своей совестью, зависит, будет ли у нас действительно подъём, подлинное обновление Святой Руси. А оно может быть и должно быть. Нам было дано много духовных дарований. Без них наш народ не выдержал бы тех испытаний, которые выпали на его долю.
Христос несёт людям свет, и во тьме этот свет ещё ярче светит. Духовная мгла рассеивается, когда Он входит в сердце человека, в его жизнь. И истекшие два с лишним тысячелетия показывают, как человек может и в кризисные эпохи обновиться сам и обновить своё Отечество. Сила Христова не уменьшилась, любовь Eго к нам не оскудела, а оскудела наша любовь к Нему. С оскудением нашей любви происходит разложение и души человека, и его семьи, и общества в целом. Так не будем же самоубийцами. Вспомним, что жизнь дарована нам Богом для радости, счастья и блаженства, что жизнь наша не кончается смертью, а продолжается в вечности. Сейчас наступает не закат Христианства, а агония бесовских сил, апогей битвы между Богом и дьяволом в сердцах людей, которая закончится поражением дьявола, и «. будет Бог все во все» (1 Кор. 15,28). Нам нужно встрепенуться духовно, потянуться душою к Тому, Кто нас действительно любит и Кто Своей любовью хочет и душу, и жизнь нашу, и общество наше, и семьи наши исцелить.
Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2,14). Чудо и сила православной христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам во всей своей полноте, так же как и две с лишним тысячи лет тому назад. Мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и счастьем.
Господь Иисус Христос — всегда должен быть в центре нашей жизни и нашего свидетельства миру. И Церковь наша не перестаёт идти путём, начертанным ей Самим Богом, проповедуя спасительное учение Христово, «да уверует мир» (Ин.17,21).
Наша радость, наша вера, наша молитва, наши добрые дела — всё, что должно составлять жизненный подвиг православного человека, — пусть свидетельствует о Христе ближним и дальним, пусть делает нас «солью земли и светом мира» (Мф. 5,13,14). И пусть Господь Бог подаст нам всем Свою милость, спасет и сохранит всех нас в земном странствовании и удостоит радости общения с Ним в жизни будущего века. И как говорит нам святой апостол Павел в Послании к Колоссянам: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны .» (Кол. 3,15).
Будем молить Бога, чтобы Он помог нам жить в наступающем новом году в мире с близкими и со своей совестью! Духовной радостью о приходе на нашу грешную землю Спасителя мира укрепим, с Божией помощью, свои силы, чтобы строить жизнь разумно и мирно. Любовью Вечного Бога согреем нашу земную любовь. И всем нам пожелаем бодрости, радости, счастья, мира, веры нелицемерной и Вечной Жизни с Иисусом Христом.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая