Вот и заканчивается ещё один год нашей жизни. Мы вступаем в Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января и составляет 40 дней. Он не такой долгий и строгий, как Великий, но всё-таки есть ограничения. .
О Рождественском посте написано множество материалов, но каждый раз перед его началом мы вновь задаёмся одними и теми же вопросами. В чём его особенность? Что делать во время празднования Нового года? Как удержать «постное» настроение, когда вокруг все закупают угощения и подарки, веселятся? Многие христиане заранее боятся, что не выдержат, начинают искать отговорки, чтобы оправдать себя и облегчить тяготы поста, говоря себе, что ограничение в пище – не самое главное. Что главное — «не есть» ближних, не раздражаться, не злиться. Хотя это спутники любого самоограничения, помогающие честно взглянуть на самих себя и понять, что мы слабы и на поверку оказываемся людьми неприглядными. Пост – аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. И напомним очевидное: пост без молитвы – не больше, чем лечебная диета. Соблюдение поста крайне важно для человека и имеет пользу для души и тела. Пост – удивительное время, которое не только обостряет наши чувствования до предела, но и освобождает душу, когда она, словно из-за туч, выглядывает через проявляющиеся страсти, побуждает нас обратиться к Тому, Кто единственный может ей помочь, вылечить, утешить, порадовать.
Чтобы сохранять себя более или менее в руках, мы должны постоянно работать над собой, напоминать себе, что правильно, а что неприемлемо. Пост принуждает нас быть терпимыми к ближним, которые ещё не готовы поститься. Не стоит забывать слова Спасителя: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его… Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища… Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, злоба, гордость, безумство – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7,15-23). Зная это, будем помнить, что одного воздержания в пище недостаточно для спасения своей души. Необходимы постоянная борьба со своими страстями и стремление к духовному совершенству.
Очень важно в пост ограничить себя в том, к чему испытываем большую привязанность, будь то пища или увлечения. Тем самым мы положим начало в важном деле преодоления вредной для себя привычки или навыка. И здесь не обойтись без совета со священником или рассудительными людьми. Выбрать для себя ту меру, которую способны понести, чтобы стать терпимее, добрее,
В период поста надо оставить бессмысленный просмотр телевидения и интернета, пустые разговоры о делах текущих и обратиться к вечному, действительно полезному для души: к частому посещению храма, чтению дома животворящего Слова Божия, творений святых отцов и учителей Церкви, житий подвижников благочестия. Всё это освежит и напитает нашу душу, даст силы и разумение жить правильно, по-христиански. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Где есть духовные книги, оттуда прогоняется всякая сила диавольская, и живущим там бывает великое научение в добродетели». А священноинок Дорофей в книге « Цветник священноинока Дорофея» пишет: «Когда не читаем часто, не слушаем внимательно и усердно святые книги Божественного Писания, то впадаем в различные страсти и греховные напасти, и в бесовские сети, и во всякое зло, забываем о неизбежности смерти и о Христовом пришествии, и о жестоких муках, и о всей радости Царства Небесного. И приятна нам становится суетная, кратковременная и обманчивая жизнь века и мира сего, и удаляемся от Бога по небрежности и невниманию. И тут же бесы овладевают нашей памятью и умом и омрачают его ясность, и наводят забвение о добродетелях, а зло постоянно приводят на ум и возобновляют. А святые книги Божественного Писания указывают нам начало, середину и конец спасительного пути – небесной лестницы в Царство Небесное». И Сам Господь говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную» (Ин.5,39).
Следуя этим путём, мы сможем подготовиться к радостной встрече грядущего в мир Спасителя, чтобы вместе с волхвами принести Богомладенцу Христу и наши дары. Что же мы можем принести в дар Родившемуся Спасителю мира? Ответ на этот вопрос даёт евангельское повествование о милосердном самарянине, который помог несчастному человеку, попавшему в руки разбойников и истекающему кровью на обочине дороги (Лк.10: 25-37).
Милосердие к ближнему, к тому, кто нуждается в помощи – вот лучший наш подарок Богу. Потому нам, христианам, необходимо изгнать из сердца ненависть, зависть, чтобы вселилась в сердце евангельская любовь, чтобы сама природа наша побуждала к проявлению милосердия к ближнему. Милосердие вообще присуще человеческой природе. Но от христиан требуется милосердие особого свойства. Евангелие учит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).
Отец наш Небесный – носитель высшего разума и мудрости. И потому Его милость проявляется разнообразно, соотносясь с тем, что для кого будет наиболее полезно. Следуя этому Божественному примеру, мы должны всячески стараться с разумением проявлять милосердие и творить добро. Дела милосердия должны быть полезны и для нас, и для тех, кому оказываем помощь. Для нас – потому что если делаем от чистого сердца, привыкаем быть добродетельными; а для тех – потому что они получают именно то, что необходимо. Дела милосердия не могут ограничиваться только материальной помощью. Не у каждого из нас имеются достаточные материальные возможности. Не имея денег, можно помочь словом вразумления, утешения, поддержки, и эта духовная поддержка важнее материальной.
Наконец, высшее проявление милосердия – молитва за ближнего. Для такого вида милосердия вообще не может быть ограничений. В молитве нуждаются наши родители, дети, родственники и друзья и, конечно же, те, кто ненавидит, обижает нас, доставляет неприятности. Эти последние особенно нуждаются в милосердии, потому что благодаря нашей искренней молитве, как учит блаженный Феофилакт Болгарский, «они становятся лучше, потому что при содействии молитвы прекращают свою злобу и ожесточение против нас».
Милосердие – лучший дар, который мы можем принести Богомладенцу Христу. Наше милосердие к ближним необходимо всегда, но особенно сейчас, в годину испытаний, когда сердца людей охвачены страхом и тревогой за будущее. Необходима молитва друг за друга, чтобы не ушли из нашей жизни вера, мир, единомыслие, любовь друг к другу. Сейчас особенно актуальны слова апостола Павла: «Будьте внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делами» (Евр.10:24).
И ответим на один из самых распространённых вопросов Рождественского поста: как быть с празднованием Нового года? Промыслительно, что гражданское новолетие предшествует Рождеству Христову. Нам повезло, что мы живём по Юлианскому календарю и благодаря этому можем встретить гражданское новолетие так, как это подобает верующему человеку. То есть, дав отчёт перед своей совестью и Богом, как провели прошедший год. И этот покаянный отчёт привести к Таинству исповеди, чтобы затем причаститься Святых Христовых Таин.
Многие христиане вместо того, чтобы в новогоднюю ночь сидеть дома перед телевизором, приходят в храм соборно поблагодарить Господа за ушедший год во время Новогоднего молебна. Некоторые идут дальше: почитая память святого мученика Вонифатия, празднуемого Церковью 1 января, готовятся в этот день принять Причастие Святых Христовых Таин.
Впрочем, не стоит смущаться, если по тем или иным обстоятельствам мы останемся дома с близкими, друзьями и отпразднуем с ними Новый год. Главное, чтобы в нашем действии было не потакание скрытому желанию ослабить свой собственный пост, а проявление любви к родным и близким. В таких случаях надо по возможности не отступать от поста телесного, но постараться сделать это насколько возможно незаметно и не предаваться чрезмерному веселью.
Редакционный совет Багаевского благочиния,прихода храма Святителя Николая
фото: dzen.ru