Когда мы слышим евангельский призыв Господа не тратить понапрасну время жизни, а готовиться к встрече с Ним (Мф.24,44), то воодушевляемся на благой путь, стараемся жить по заповедям, горим желанием претерпеть всё, что посылается в нашей земной жизни, чтобы обрести единую с Богом жизнь и ныне, и в вечности. Но, как правило, при первом преткновении мы падаем, теряем мужество и унываем от бессилия, ропщем на людей и обстоятельства.
Как же быть? Если верующий человек старается пребывать в молитве, просит у Бога помощи, чтобы с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт ему наступающий день, то со временем он приходит к полному самоотречению, предаёт себя на волю Божию. И все жизненные ситуации воспринимает с благодарностью, как посылаемые Богом для очищения и укрепления его души.
Святые владели этими навыками и умели благодарить Бога за любые условия жизни, за все непредвиденные скорбные случаи. Святитель Иоанн Златоуст был оклеветан и изгнан из Константинополя в ссылку. Больной и измученный, он непрестанно благодарил Господа. Когда пришло повеление о переводе его в другое, ещё более дальнее место ссылки, он был уже при смерти. Но изнемогающего узника не положили на телегу, а посадили на коня (был императорский приказ создать ему максимально тяжёлые условия передвижения) и под конвоем отправили на окраину империи.
Святитель понимал, что ему не пережить эту дорогу. Как только на пути показался храм, он попросил у стражников разрешения помолиться в нём и причаститься. Самостоятельно идти он уже не мог, и воинам пришлось волочить его под руки. В храме святитель припал к Престолу и в горячей благодарственной молитве Богу за все Его великие благодеяния: «Слава Богу за всё!» — таковы были последние слова святого Иоанна Златоуста. Он предстал перед Господом с душой, возмужавшей в земных скорбях.
Мы в большинстве своём не таковы. «Не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой», — молимся мы, по примеру Оптинских старцев, каждый день, но в минуту испытания забываем эти слова. Например, человек, который минуту назад был весел и деятелен, после краткого разговора по телефону полностью меняет своё душевное расположение. Что-то ему не понравилось, или сказали ему нечто обидное, или отказали в его просьбе, и человека уже не узнать. Он мрачен, погружён в себя, не в состоянии сосредоточиться на работе – его духовное равновесие нарушено.
Как же быть, если мы стараемся жить правильно, прилагаем к этому усилия, но не справляемся и падаем – унываем, легко сбиваемся с доброго пути? Оказывается, и за духовные преткновения надо благодарить Бога, осознавая, что у любого падения есть причина. В сущности, падение – это отпадение человека от воли Божией, внутреннее или внешнее действие вопреки ней. Человеку известна воля Творца, выраженная в заповедях. А он метнулся в сторону, то есть пал, — поступил против совести или действовал по страсти, не захотел поступиться эгоистическими интересами. В духовном смысле падение означает устремление к смерти и распаду, какие бы привлекательные формы оно ни принимало. Любая страсть – это и есть движение от нетленного Господа к тлению.
Если человек упал, да ещё хорошенько ударился, у него возникает повод задуматься. Ведь можно думать, что ты ведёшь духовную жизнь, а на деле иметь благочестие фарисея – совершать подвиги «во имя своё», а не Божие. В таком случае человек мысленно включает разные счётчик, подсчитывает баллы и проценты: что доброго он сделал, и какое добро ему ещё «не оплачено» Богом. Для такого «подвижника» падения, особенно грубые, полезны. Человек уступил страсти, увидел, что в один момент у него всё «обнулилось», и понял, что он совершает подвиги не так, как должно, не с тем сердечным расположением, и нужно, наверное, поплакаться перед Господом, покаяться и начать снова, но уже по-другому.
Мирская жизнь полна суеты, и, чтобы хранить готовность к встрече с Господом, необходимо чередовать земные хлопоты с заботами о своей душе. Если мы чувствуем, что уходит благочестие, благоговение, значит, надо постараться внутренне остановиться и помолиться, почитать Евангелие, сделать то, что поможет восстановить внутреннюю устремлённость к Богу. Правильное устроение души разрушается не мирскими делами, а грехами.
Живя в мире суеты, надо стремиться чередовать земные дела с духовными упражнениями, находить время для посвящения Богу, приучать себя регулярно обращаться к миру духовному. Главное, не откладывать духовную жизнь «на потом».
Опасная дьявольская уловка – мысль, что пока ещё можно целиком и полностью заниматься земным. «Куплю квартиру, — думает человек, — выплачу кредит, поменяю машину, заработаю денег детям на образование и прочее, а потом, ближе к исходу, посвящу время небесному». В том-то и дело, что мы не знаем, в какой момент жизни нас настигнет этот исход: в юности, зрелости или в глубокой старости.
В любом возрасте надо рассудительно использовать все имеющиеся силы и представляющиеся возможности, чтобы строить свою духовную жизнь, не откладывать молитву, покаяние¸ богомыслие, исправление своей души на неопределённый срок. Святитель Иоанн Златоуст говорил по этому поводу: «Мы не властны в смерти – будем же властны в добродетели».
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)
Материал предоставил Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая