Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи

11 сентября Православная Церковь вспоминает мученическую смерть святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, величайшего из Пророков. Служение Иоанна заключалось в том, что он был пророком, то есть возвещал людям волю Божию, которая состоит в покаянии: «. покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3,2,8). Покаяться — значит перемениться, изменить свои мысли, чувства, весь свой внутренний строй; не только познать свои грехи и перестать грешить, но и делать дела, противоположные грехам.

Исключительность пророчества Иоанна Предтечи в том, что он возвещает о приходе Христа. Он готовит народ к этому событию призывом к покаянию. Этот призыв его будет звучать для всех людей до скончания века. Покаяние — первое, что необходимо для того, чтобы стать христианином. Святые отцы говорят: «Христос — это олицетворенная Любовь. Иоанн — это образ покаяния».

Так и люди, услышавшие проповедь Иоанна Крестителя, приходили к нему, открыто признаваясь перед всеми в своих грехах, каясь в них и в знак того, что желают очищения своих душ, входили в Иордан, погружаясь в его воды и таким образом, принимали от рук Иоанна крещение покаяния. Креститель возвещал этим людям: «Я крещу в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Eго; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). И вот наступает время, когда «. приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф. 3, 13). Христос принимает водное крещение для того, чтобы взять на Себя грехи всех тех людей, которые будут очищаться и обновляться в христианском Крещении, понести на Себе эти грехи и победить их Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Воскресением.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Он обличал тетрарха (т.е. один из четырёх римских правителей Иудеи) за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Снова перед нами история гнусного пира

Ирода в день его рождения — развратное плясание юной девицы, неразумное обещание Ирода дать ей всё, что она ни попросит. Девица, которая торопливо идёт посоветоваться с матерью и возвращается, чтобы потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде. Немедленная жестокая казнь, которая за этим следует, в темнице, среди мрака ночи. Снова видим мы, как неотделимо связаны друг с другом бесстыдство и жестокость, как страшен, может быть, человек с его распущенностью и неверностью. Не зря, видно, говорят: нет ничего ужаснее на свете, чем бесстыдная мстительная женщина. По природе женщина призвана являть добро, она — дева, мать, жена, хранительница очага, а разрушение всего этого делает её инфернальной (инфернальность — совокупность качеств, которые мешают счастливой жизни человеческого общества — эгоизм, агрессия, обман, властолюбие). Отвратительные телодвижения Саломеи, демонстрирующей искусство профессиональных блудниц, вызывали не ужас, а восхищение у её матери, которая сама научила её этому разврату и теперь подстрекала на убийство.

В праздник великого проповедника покаяния услышим ещё раз предупреждение Церкви о том, что новая религия, из недр которой явится антихрист, будет отмечена соединением внешнего благочестия и беззакония, то есть отсутствием покаяния. И Ирод Антипа, блудник и убийца, ходил в храм и всё соблюдал, как и отец его, Ирод Великий — тот, кто совершил убиение невинных Вифлеемских младенцев при рождении Спасителя. Тот, о котором римский император Август говорил, что лучше было быть его свиньёй, чем сыном. Ирод Великий со строгостью исполнял все предписания иудейской религии, не мог позволить себе вкусить свинины, однако погубил трёх собственных детей и жену. Всё соблюдал Ирод Антипа, ненавидел обличения Иоанна Крестителя и одновременно с удовольствием слушал его проповеди, будучи не в состоянии освободиться от влечения к слову пророческой правды.

Православная христианская церковь много веков назад установила день памяти Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан. По новому стилю этот день мы отмечаем 11 сентября. В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья. В этот день положен строгий пост: дань памяти насильственной смерт
и Пророка.