День мученической кончины Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом вспоминается Православной Церковью 11 сентября и называется днём Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.
Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Eё исключительность в том, что он возвещает людям о приходе Христа на землю. Он готовит народ к этому событию призывом к покаянию. Этот призыв его будет звучать для всех людей до скончания века. Покаяние — это первое, что необходимо для того, чтобы стать христианином. После крещения Иисуса Христа Иоанн продолжает учить и крестить народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к покаянию. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен в темницу галилейским царём Иродом Антипой — сыном Ирода Великого, который отдал приказ об избиении 14 тысяч вифлеемских младенцев.
У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил её и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк неоднократно обличал его в этом грехе, но царь не мог причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя и боялся народного гнева.
В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями, что даст ей всё, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Святому Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, отрубленная голова продолжала обличать нечестивцев. Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла её на Eлеонской горе. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и также погребли его.
Из Священной истории нам известно, что гнев Божий обрушился на тех, кто решился погубить великого пророка, и какая постигла их участь.
Через много лет после казни святого Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святой главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретён при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он скрыл её в том же месте.
Прошло ещё много лет. В правление императора Константина Великого в Иерусалиме двум инокам, пришедшим на поклонение Гробу Господню, дважды являлся святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили её в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой. По дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых монахов вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Eвстафий, заражённый ересью арианства. Когда его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Eмессы., надеясь впоследствии снова забрать её. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря святой Иоанн Предтеча в видении указал место сокрытия своей главы, и она вновь была обретена. Святыню перенесли в Eмессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Православной Церковью 9 марта.
На месте первого и второго обретения располагается часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Eлеонского Спасо-Вознесенского монастыря. Место обретения главы святого Иоанна представляет собой углубление в полу часовни, выложенное цветной мозаикой геометрического рисунка. Оно защищено лёгким металлическим ограждением с иконой «Обретения главы святого Иоанна Крестителя». Мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным). Доступ к этому святому месту открыт для паломников. Верующие становятся на колени и с молитвой опускают голову в место Обретения. Это способствует оздоровлению души и избавлению от болезней головы.
Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна была унесена опять в Eмессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы (село в 15 км от г.Сухуми), где позже, во времена иконоборческих гонений, опять была спрятана. После восстановления почитания святых икон Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь города Константинополя; часть её хранится на Афоне.
Место третьего обретения главы представляет собой большую овальную нишу, вырубленную в скале в труднодоступном месте. Углубление, в котором долгое время хранилась великая христианская святыня открыто для паломников. Между лампадой и иконой Богородицы — нерукотворный образ главы Иоанна Предтечи. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи отмечается Церковью 7 июня.
Прославляя память великого праведника, за правду пострадавшего, святая Церковь совершает поминовение христианских воинов, за правду убиенных, на поле брани жизнь свою положивших.
Правда для христианина дороже всего. Без правды невозможна жизнь. Правда краше солнца, говорит народная пословица.
Святой Иоанн Креститель жил правдой, учил правде и всем говорил правду, даже сильным мира сего, обличая их в беззакониях. Своими страданиями и мученической смертью он не только запечатлел свою верность правде, чистоте мысли и жизни, но и нас побуждает любить правду, почитать истину. Быть страдальцем за правду, не мелкую, честолюбивую, свою правду, а правду Божию — это высшая честь и слава, какая только может быть на земле. Поэтому память праведника — святого Иоанна Крестителя, прославляется Церковью восемь раз в году и ему, кроме того, посвящён вторник каждой недели.
В наше время многие не считаются с Божией правдой, живут по своей низменной правде; ни во что ставят и заповеди Божии, и Таинства церковные, и честь и совесть. В своё, как бы оправдание, эти люди — часто молоды и юные — указывают на других: так, мол, и другие многие так живут. Но это не может служить оправданием отвержения Божиих заповедей. Говорят, что теперь новые взгляды, иные воззрения, иные обычаи и заповеди — законы христианские уже устарели. Несчастные, они не понимают и забывают, что заповеди Христовы — неизменны, непреложны. Сам Христос сказал — истина Господня пребывает во веки, и «ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18) .
Жизнь, — не удовольствие, жизнь труд и подвиг, совершаемые во славу Божию, в любви к ближнему. Кто смотрит на жизнь, как на удовольствие, увлекается пустыми развлечениями, должен помнить и знать, что земные удовольствия начитаются весельем, а кончаются большей частью великой скорбью, разочарованием и пустотой души.
Жизнь, — как бы говорит нам святой Иоанн Креститель — есть стояние в правде. Великий праведник напоминает нам, что любовь к Богу неотделима от стояния в правде. Любовь пребывающего в Божией правде — это искра божественного огня в нашем сердце, не терпящая зла, нарушения правды, сжигающая в сердце честолюбие и страх.
Помолимся святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чтобы его молитвами пусть научит всех нас Господь возлюбить правду и жить по правде, преодолевая наши душевные немощи.
Помолимся и за усопших Христовых воинов, на поле брани жизнь свою положивших, за веру и правду пострадавших, пусть упокоит их Господь, а нас помилует и спасёт, яко Благой и Человеколюбивый наш Спаситель.
P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в бытовых целях.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая