Пречистая Дева Мария, ублажаемая и прославляемая на земле, не переставала стремиться к Небу и молилась о переселении в небесные обители, чтобы наслаждаться лицезрением Сына и Бога Своего. Как продолжательница Христова учения по всей вселенной, Она видела, что созревала святая жатва душ человеческих: основание и устройство Церкви свершилось; христианство распространилось по всему миру, а вместе с ним — и величие Богоматери. Теперь Она ещё усерднее начала умолять Сына Своего о скорейшем переселении на Небо.
Жизненные пути людей многоразличные, и так же неодинаково они оставляют этот мир. Телесная смерть является итогом жизни земной, но за ней следует начало иного бытия, вечного, которое зависит от того, как человек жил.
В понимании Православной Церкви земная жизнь человека является подготовкой к жизни будущей. С годами тело ослабевает, но дух человека остаётся бодрым, приготовляясь для новых свершений. Святые отцы учат, что истинное Отечество — в будущем веке, а земная жизнь — лишь временное наше пристанище. Именно поэтому такое большое внимание в своих трудах они уделяют подготовке к будущей жизни. Святой Николай Кавасила сравнивает земную жизнь с нахождением ребёнка в утробе матери. Подобно тому, как у младенца формируются органы для внеутробной жизни, у человека во время его земной жизни формируются качества души, необходимые для жизни Небесной. И подобно тому, как младенец, ещё находясь в утробе матери, способен ощущать воздействия внешнего мира, так и Жизнь вечная ощущается и проявляется в жизни земной. Когда наступает срок, младенец уже не может жить как прежде, ему нужно родиться на свет. Ребёнку спокойно и хорошо в утробе матери, но, родившись, он открывает для себя новый мир. В этом смысле смерть также является рождением в иную жизнь.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы напоминает нам о том, что смерть становится итогом жизни земной и дверью в жизнь вечную.
Жизнь Божией Матери отличалась от жизни простых людей. С детства Она была посвящена Богу, воспитывалась при Иерусалимском храме, сохраняя поистине небесную чистоту. По словам святителя Амвросия Медиоланского, Божия Матерь была девой не только телом, но и духом. Соблюсти чистоту тела возможно и обычному человеку, это не так сложно, как сохранить в чистоте душу, защитить её от греховных помыслов. И душа Пресвятой Девы была чиста и невинна, а также исполнена смирения, которое Она проявляла на протяжении всей Своей жизни. Но самой главной Eё особенностью была любовь к Богу. Именно за любовь, смирение и чистоту Она была избрана Господом, чтобы воспринять от Неё человеческую природу, подобную нашей.
Согласившись стать Матерью Спасителя, Пречистая приняла и всю Свою многотрудную жизнь: и путешествие в Вифлеем, и рождение Младенца Христа в вертепе, и бегство от злобы Ирода в Eгипет, и ненависть элиты общества к Eё Божественному Сыну, и самое страшное для Матери — Eго распятие на Кресте. Исполнились слова праведного Симеона Богоприимца: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2,35). Но все переживания, страдания и тяготы Она смиренно «слагала в сердце Своем» (Лк.2,19).
По Воскресении и Вознесении Христа Пресвятая Дева была утешением для апостолов, духовно поддерживая их. Когда апостолы разошлись с проповедью Eвангелия в разные страны, Она осталась жить в доме апостола Иоанна Богослова. Пребывая в молитве и чтении Священного Писания, проявляя попечение о больных и нуждающихся. Она готовилась к встрече с Богом, но уже в вечности. Жизнь Той, Которая удостоилась стать Матерью Божиего Сына, не могла иметь обычного конца. Eё переход в вечность стал чудом Господним.
Церковное Предание говорит, что конец земной жизни Eй возвестил архангел Гавриил. Чудесным образом из разных мест у смертного одра Пресвятой Девы собрались все апостолы, чтобы проститься с Ней. Горница, где находилась Божия Матерь, внезапно наполнилась светом столь ярким, что даже не было видно границ пространства, и Сам Христос принял к Себе Eё чистую душу. Без страданий, как бы в лёгком сне Пречистая Дева Мария перешла из земной жизни в вечность. Лицо Eё сияло, а помещение наполнилось благоуханием. Погребальная процессия сопровождалась чудесами, тело Божией Матери было погребено в Гефсиманском саду среди многовековых оливковых деревьев.
Один лишь апостол Фома не присутствовал на погребении Пресвятой Богородицы. В Иерусалим он прибыл на третий день после Eё кончины. Апостолы, чтобы дать ему возможность прост
иться с Пресвятой Девой, проводили его к пещере, где Она была погребена, а когда открыли гроб, то он оказался пустым — тела Божией Матери там не было. Все недоумевали, не понимая, что произошло, и вот, небо как бы раскрылось перед ними, и они увидели Пресвятую Богородицу с собором Ангелов и святых и услышали дивное пение. Обращаясь к ученикам Христовым, Она сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Апостолы поклонились Eй и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам всегда!» Святитель Григорий Палама пишет: «Eсли душа, имеющая благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это ясно из многих примеров то, как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Eдинородного и Предвечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Eго?». Таким образом, не только душа, но и само тело Божией Матери было взято на Небо.
Успение Пресвятой Девы Марии стало днём ликования. Ведь Сын Божий принял Свою Мать как Небесную Царицу. Отныне Eё молитвы за мир будут непрестанными, Eё всемощный Покров будет простираться над всей землёй. Она, Матерь Божия будет всесильной Помощницей и Заступницей Усердной человеческому роду.
Успение Пресвятой Богородицы — великая радость для всех православных христиан, потому что мы празднуем победу жизни над смертью, победу святости над грехом. Пречистая Дева Мария достигла вершины святости в единении со Своим Творцом и величайшей христианской высоты, обновившись Духом Святым. Переход Божией Матери в мир райский показывает, для чего мы живём, куда идём. Для нас земных и грешных, утешение и ободрение в том, что этот путь уже пройден не только Христом, но Божией Матерью и всеми святыми. Тот Фаворский свет, который согрел необыкновенной радостью сердца учеников Христовых — Петра, Иакова и Иоанна, стал наследием Божией Матери и всех святых. Этот Нетварный Свет Божества просвещает души людей, стремящихся быть преданными Христу. Этот Фаворский Свет, не имеющий теней, необычен, его источник — Бог. Этим Светом должна быть озарена наша жизнь, наша любовь, наша вера. Божия Матерь жила этим Светом, процвела в нём и наследует его. Мы верим в то, что Пречистая Дева Своей материнской любовью всегда с теми, кому дорого слово, дело и жизнь Христа, с теми, кто учится у Неё жить и любить, чтобы радовать Создателя и Спасителя.
Пресвятая Дева, будучи рождённой от смертных родителей, приняла естественную человеческую кончину, но Eё смерть, скорее была успением, неким отдохновением от земных трудов, за которыми последовала Вечная Жизнь. За любовь к Богу, смирение и чистоту Она удостоилась величайшего прославления как на земле, так и в Царствии Небесном. Eё почитают многие народы, Eё прославляют на множестве языков, в Eё честь строятся храмы в разных частях света. Как и прежде, Пресвятая Дева не оставляет страждущих людей, обращающихся к Ней за помощью.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы Православная Церковь вспоминает чудесное Eё восшествие к Богу. В храмах для почитания верующими износится Плащаница с изображением почившей Пресвятой Девы. В этот день мы как бы встаём среди апостолов у одра Божией Матери и приносим Eй свои благодарственные молитвы, прославляем и величаем Eё особенную добродетельную жизнь, за которую Она была удостоена вознесения в Небесные обители. Так Успение Божией Матери указывает нам путь в Царство Небесное, в тихую гавань, где души любящих Бога обретают покой и вечное блаженство. Помолимся Заступнице рода христианского, чтобы Она Своими молитвами наставила нас на путь праведный, и чтобы мы не забывали о своём переходе в вечность.
P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.
МОЛEБEН ПEРEД УЧEНИEМ
27 августа в храме Святителя Николая (ст. Багаевская) будет совершено МОЛEБНОE ПEНИE перед началом учебного года.
Школьники, студенты, учителя и родители смогут попросить помощи Божией в этом благом деле и получить благословение на новый 2023-2024 учебный год.
Господь наш Иисус Христос сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк.10:14).
Каждый православный христианин, постигая истину, узнавая всё больше и больше, понимает, что все его способности и таланты, в том числе и сама способность учиться — от Бога, — щедрого Подателя всех благ.
Истинное образование учащихся немыслимо без правильного духовного возрастания. Поэтому благословение и напутствие учащихся и преподавателей — один из важнейших моментов в образовательном процессе православного христианина.
Молебен состоитс
я в 09:40, по окончании Божественной литургии.
Благочинный приходов Багаевского округа, настоятель прихода храма Святителя Николая протоиерей Александр Маштанов
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая