Великий пост– весна духовная

Свет православия

9 — 15 марта

Во вторую неделю Великого поста мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В этот день святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Палама и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога Отца и Бога Сына, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет». Эти догматические вопросы не были отвлечёнными для жизни Церкви. Не должны быть отвлечёнными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или учёные рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что свет, о котором возвещает нам Бог, — свет, в котором нет никакой тьмы, — для нас остаётся неувиденным, и мы не приносим печаль покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлечёнными, переставая быть живыми, насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы тогда теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

Вспомним Фавор, Преображение Господне. Иисус Христос молился. Ученики — Петр, Иаков и Иоанн задремали. Пробудились они от того, что всё вокруг было объято необыкновенным Светом, который сиял ярче солнечного, а одежды Христа сверкали, как снег не сверкает на солнце. И в этом Свете ученикам было очень хорошо, удивительно радостно. Рядом со Христом они увидели двух людей и духом своим узнали, что это древние пророки Моисей и Илия. И вот теперь они беседовали со Христом об Eго исходе из этого мира, о том, каким образом совершится спасение людей — о Eго смерти на Кресте и Воскресении. Петр, желая продлить эти дивные минуты, воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (куща — шалаш, палатка): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17,4). Почему же апостолам от этого Света было так хорошо? Потому что на Фаворе воссиял тот Свет, который будет сиять в обновлённом мире. Свет Божией Славы согрел и просветил их сердца. Церковь воспевает Христу: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный». Свет Божества присносущный. Это не свет чудесной звезды, это не солнечные лучи — Свет Христов неразрывно связан с Ним. Вместе с этим Светом нераздельно приходит Сам Христос. Поэтому принятие благодати есть принятие Христа. Святитель Григорий Палама защищал древнее воззрение Церкви, что благодать Божия — это Сам Бог.

Что для нас самое главное в духовной жизни? Это, конечно, то, что, молясь, постясь, делая добрые дела, участвуя в Церковных Таинствах, мы не только получаем от Бога некие богатства духовные, мы Eго Самого принимаем и с Ним соединяемся. Чтобы быть с Ним всегда, нужно общение с Богом, которое происходит тремя путями: молитвой, чтением Eвангелия и исполнением воли Божией. И чтобы благодать Божия сохранилась в сердце, нужно всеми силами исполнять волю Божию, по воле Божией устраивать и свой внутренний мир, и тот мир, в котором мы живём, ради Христа совершать дела милосердия и любви.

Божия благодать действует в мире, нам надо много трудиться, чтобы быть достойными принять её. Фаворский Свет, который был явлен ученикам Иисуса Христа, просвещает незримо и наши сердца. Ведь какие дивные слова священник произносит во время литургии Преждеосвященных Даров, осеняя молящихся свечой: «Свет Христов просвещает всех!» А свеча эта взята с Престола, от Eвангелия! Это символично: благодать Божия несёт нам Самого Христа.

Свет Божественной Славы сияет всегда. Но нужно, чтобы наша душа приблизилась к Нему, чтобы она оказалась способной видеть Славу Божию. Тогда радость Вечной Жизни войдёт в наш мир, преобразит и обновит его. И этот Свет, который невидимо озаряет наши души сейчас, будет Светом, который принесёт нам радость и после нашей смерти. Свет Христов просвещает всех, и надо, чтобы наши сердца открылись этому Свету, а наши духовные очи оказались способными увидеть его.

Так же необходимо напомнить, что в субботу второй недели Великого поста святая Церковь совершает поминовение всех усопших. Таких су
ббот в течение поста три — 14, 21 и 28 марта. День поминовения усопших — это, прежде всего, исповедание нашей веры в Бога, в вечную жизнь, в неразрывное единство с нашими усопшими родными, близкими, со всеми людьми, кто уже прошёл путь земной жизни. Они за себя уже не могут молить Бога, а ждут наших спасительных молитв и помощи. Долг всех, ныне живущих, молиться за умерших родных и близких, творить милостыню в память о них. А их души от этого получат утешение и радость, их участь в загробном мире, по милости Божией, может быть изменена. Поэтому вознесём же в эти святые дни Великого поста молитву ко Христу Богу и от всего сердца воззовём: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идиже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Может быть за это, и нас помянет Господь, помянут и люди, когда отойдём из этого мира.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая