Вход Господень в Иерусалим 17 апреля

Свет православия

Праздники в православной Церкви, как непрерывная цепь, приводят нас к дням Страстной седмицы, которая открывается удивительным праздником Входа Господня в Иерусалим. Митрополит Анатолий Сурожский называет его одним из самых трагических праздников церковного года.

В Eвангелии, где описывается событие торжественного входа Господа в Иерусалим, евангелист Иоанн замечает, что такое большое скопление людей, собравшихся встречать Спасителя, было вызвано недавним чудом воскрешения праведного Лазаря. Все были поражены тем, что Лазарь бывший уже четыре дня мёртвым во гробе, по велению Иисуса Христа воскрес. Весь народ только об этом и говорил. И когда узнал, что Совершивший это чудо в Иерусалиме, тут же поспешил встретить Eго. Но кого ждали эти люди? Что надеялись получить от Господа?

Казалось бы, Христос вступает в Святой Град, ликующие толпы народа встречают Eго с пальмовыми ветвями, постилают их под ноги Спасителя. Этим действием они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царём. Они готовы сделать из Него политического вождя, ожидая что Он возьмёт в Свои руки земную власть, освободит народ от оккупации иноверцев. Всё в этом событии торжественно, ничего трагичного. Но это торжество имеет в своей основе печальное недоразумение и непонимание. Толпа народа ожидала одного. А Спаситель пришёл совершенно для другого. Христос тихо вступает в Святой Град, восходя к своей смерти. И вскоре все те, кто в ликовании и восторге кричали: «Осанна Сыну Давидову!», враждебно отвернутся от Христа, и со злым лицом будут требовать Eго распятия. Народные вожди, которые надеялись на Него как на земного правителя, быстро настроят людей против Господа. Народ отвернулся от Него, потому что не увидел в Нём того, о ком он составил своё представление, кого ожидал увидеть. Хотя в течение всех этих дней Господь говорил о городе, о народе, о том, какова будет их судьба, но Он не был услышан. К другому влекли их помыслы, надежды и чаяния. Люди не увидели Бога, Который настолько велик, что не погнушался умалиться. В Страстные дни, которые вскоре последуют, Он остался бессильным, как будто побеждённым. На Кресте, осыпанным насмешками, побоями тех, чьи могилы теперь и не сыскать и чьи имена не вспомнить.

Этот нравственный урок обращён ко всем нам. Каждый человек встречает в своей жизни Господа, и как легко пройти, как легко не заметить, как легко подавить в своей душе ростки этой встречи. Вера, прежде всего — это доверие Богу. Надо постараться довериться Богу, не пройти мимо, найти в себе силы ответить: «да» на этот призыв.

Наверное, в этом — главный смысл этого праздника, главная его идея, то, к чему зовёт нас Церковь. В стихире на «Господи, воззвах», есть такие слова: «Днесь благодать Святого Духа нас собра, и вси, вземши Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних».

Это смиренное следование за Христом, к которому призывает нас Церковь накануне Страстной седмицы, накануне святого Воскресения не случайно: закончился пост, и подчас мы изнемогали, не было сил, но надо снова обратиться ко Христу, надо снова взять крест и последовать за Христом. Увидеть в Нём Того, без Которого жизнь наша пуста, потому что перед нами евангельский пример: ожидая земной власти, ожидая земного господства, люди не получили ничего.

В Священном Писании есть Книги Царств, там повествуется о царях израильского народа: был царь такой-то и правил он 35 лет, и делал неугодное перед Богом — и всё. И стоит точка. Ведь 35 лет человек был царём, он любил, страдал, воевал, заключал мир, но ничего не осталось, потому что жизнь его прошла без Бога, потому что он прошёл мимо Бога, хотя Господь, очевидно, и призывал.

И в этот праздник Входа Господня в Иерусалим, надо открыть своё сердце, чтобы оно звало: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» (тропарь праздника, глас 1).

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.