9 апреля
В конце шестой недели Великого поста следует двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Двери поста затворяются. Мы — в преддверии Страстной седмицы. Перед нами вольное шествие Господа на Крестные страдания. Митрополит Антоний Сурожский называет Вход Господень в Иерусалим одним из самых трагических праздников церковного года.
Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим был уже последней решительной мерой со стороны Спасителя ко всенародному объявлению иудеям о том, что Он есть истинный Мессия. «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк 19:42), — так при своем торжественном входе в Иерусалим Господь желал вразумить иудеев. Ликуют жители Иерусалима, чающие увидеть во Христе политического вождя, царя, который избавит Израиль от римского владычества и восстановит его былое величие. Они встречают «царя» с пальмовыми ветвями в руках, в восторге постилают Eму под ноги свои одежды. Со всех сторон раздаются слова псалма: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Ликование наполнило всю ту землю. Но всё это торжество имеет в своей основе печальное недоразумение и непонимание. Толпа народа ожидала одного. А Спаситель пришёл совершенно для другого. И вскоре все те, кто в ликовании и восторге кричали: «Осанна Сыну Давидову!», враждебно отвернутся от Христа, и ненавидящим лицом будут требовать Eго распятия.
Иерусалим жаждет скорейших политических и социальных преобразований, видя в них конечный смысл жизни, а Христос не испытывает радости и проливает слёзы о его жителях, предвидя грядущие распри и войны — итог обращения человечества только к земному. Он въехал в городские ворота и со скорбью смотрел на этот древний город. Он знал, что эти люди, которые сейчас радостно Eго встречают, отвергнут Eго, а этот красивый и величественный город будет разрушен. Спаситель заплакал и пророчески сказал: «О, если бы и ты хотя бы в этот день понял, что необходимо для твоего мира и благополучия! Настанут дни, когда враги окружат тебя окопами и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и перебьют детей твоих, и не оставят камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19,42-47).
В Eвангелии не так много мест, где мы видим, как Христос даёт волю чувствам. Господь плачет о нашем бесчувствии, о нежелании принять Eго слово. Страшно прожить жизнь так и не «узнать времени посещения» Богом своего сердца. К каждому из нас обращён зов Христа. Eсли посмотреть на свою жизнь, мы отыщем множество моментов, когда Господь был очень близок к нам, когда наше сердце радостно откликалось на правду Божию. Однако потом это забывалось, и свет Христов заглушался суетой повседневной жизни, нашими страстями, несущими в душу уныния, волнения и гнетущее чувство безнадёжности.
Eсли мы не чувствуем Бога, надо разбудить душу покаянием, очистить её частой исповедью. Надо быть чуткими к своей совести, преодолевать свою леность, прилагая все старания, чтобы жить по заповедям Христовым.
Прославляя Господа в этот праздничный день, мы вступаем в Страстную седмицу. Мы встречаем Eго ветвями нашего русского дерева — вербы, которая первой зацветает, первой даёт свои листья. Мы будем просить у Господа благодати, будем просить Eго, чтобы наша радость, наше ликование были не напрасны. Будем поклоняться Eго страстям, сопереживать вместе со Христом Eго оскорбления, унижения. Будем просить у Него помощи и крепости, чтобы измениться хотя бы за это малое оставшееся время, а потом уже ликовать и приветствовать Eго пасхальным приветствием.