Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Свет православия

Праздник Воздвижения Креста Господня соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретение Креста при императоре Константине и возвращение его в Иерусалим при Ираклии.

Этот праздник основан на действительных исторических событиях, которые произошли в Палестине в IV веке, в период становления христианства. Мать святого Константина Великого, святая равноапостольная Eлена, по промыслу Божию обрела Честной и Животворящий Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвигал этот Крест, и весь народ, благоговейно поклоняясь Честному Кресту, восклицал: «Господи, помилуй».

В сознании обычного неверующего или нецерковного человека крест часто отождествляется с вечной смертью, с безысходной скорбью, трагедией, безотчетным страхом. Для верующих же людей крест — это надежда, знамя веры православной, жертвенник, на котором Господь совершил наше спасение. На деле исполняются слова апостола Павла: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство, а для нас, спасаемых, — сила Божия». (1 Кор.1,18). Крест заключает в себе тайну православной веры, тайну искупления. Для принятия этой тайны нужно изменить свою жизнь через покаяние, которое открывает новые горизонты познания. Покаяние делает человека способным к восприятию тайн нашей веры, тайны Креста. Тайна Животворящего Креста Господня заключается в словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Eдинородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Таким образом, тайна Креста — это тайна жертвенной любви Бога ко всему человеческому роду. На Кресте совершено спасение всех людей. Через Крест побежден грех и обновлено человеческое естество, чтобы и нам обновиться душой и телом.

Православные христиане свою веру в силу животворящего Креста выражают в том, что им венчают храмы, знаменуют жилища, благословляют детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют крестное знамение. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения и неправильно его употребляют. Благочестивые наши предки, по преданию святых отцов, применяли крестное знамение во всех случаях жизни: при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за неё, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии. Никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись. Когда же ограждали себя крестным знамением, то делали это с благоговением, точно и правильно следуя церковному установлению. Вникая в значение крестного знамения, необходимо понимать, что это не наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Крестное знамение есть священный символ нашей веры, и в нём, по изъяснению святых отцов, сокращённо изображается всё христианство. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа.

Поклонимся Кресту Христову. На нём явлена любовь Божия, которая уважает достоинство человека, не попирая его свободу. Крест — знамя славы, даёт смысл существованию нашей планеты и показывает, в каком направлении должно идти человечество. Будем же идти путём Eго любви, которая есть радостное послушание воле Божией: «Да будет воля Твоя, да придет Царствие Твое», — принимая всё как из рук Божиих.

После обретения Креста в истории человечества произошел колоссальный поворот, определивший на много веков исторический путь бытия православной Церкви и ее проповеди. И Воздвижение Креста Господня — событие, благодаря которому проповедь Eвангелия стала возможной и открытой множеству людей.

И в этот славный день праздника, пребывая в святом храме и взирая на Крест Господень на аналое, вспомним, что мы поклоняемся и благословляем не только его, но прежде всего, свой собственный крест. И как бы говоря: «Господи, все, что Ты посылаешь, все мне во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка. Дай мне только сил все претерпеть, дай мне сил не отказаться от креста, дай мне сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобой во Царствии Твоем».

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая