Снова мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Давайте подумаем: почему символом христианской религии стал Крест? Почему именно Крест украшает наши храмы?
В древнем мире крест был распространённым орудием казни. Распятие считалось самой позорной и мучительной смертью. На крестах распинали самых опасных преступников.
Иисус Христос был распят на кресте. С тех пор Eго Крест стал символом всего совершённого Им дела, символом христианской религии и Церкви. Крест стал символом высочайшей жертвенной любви, символом любви Бога к человечеству.
В сознании обычного неверующего человека крест часто отождествляется с вечной смертью, с безысходной скорбью, трагедией, безотчетным страхом. Для верующих же людей крест — это орудие спасения, надежда, знамя веры православной, жертвенник, на котором Господь совершил наше спасение. На деле исполняются слова апостола Павла: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». (1 Кор.1,18). Крест заключает в себе тайну нашей православной веры, тайну искупления. Для принятия, познания этой тайны нужно изменить свою жизнь, нужно покаяние, которое открывает новые горизонты познания. Покаяние делает человека способным к восприятию тайн веры, тайны Креста. Тайна Животворящего Креста Господня заключается в словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Eдинородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Таким образом, тайна Креста — это тайна жертвенной любви Бога ко всему человеческому роду. На Кресте совершено спасение всех людей. Через Крест побежден грех и обновлено человеческое естество и душой, и телом.
Сила Креста стала проявляться сразу после воскресения Спасителя. Святые апостолы силой крестного знамения исцеляли больных и недужных. В житии апостола Иоанна Богослова рассказывается, как однажды он исцелил больного силой крестного знамения. Святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий — все пишут о силе крестного знамения. Сила крестного знамения превосходит всю злобу, которая существует на земле, ею угашаются различные страсти, и этому тоже множество примеров из жизни святых, подвижников.
Одному святому было показано первое Небо, на котором был один Крест, затем второе, на котором было два, и третье — на котором сияли уже три Креста. Это было как бы символом: если человек берёт на себя всё больше и больше жизненных тягот, всё больше и больше отрекается от мира и всё более послушлив Богу, то он всё ближе и ближе к Нему. Крест — это мерило нас, нашей чистоты, нашей близости к Богу. Он является тем орудием, через которое необходимо пройти каждому христианину для возрождения в жизнь иную.
Церковь нам показывает величие крестного знамения и то, что мы без Бога, без послушания Eму, без несения своего креста оказываемся совершенно опустошёнными, слабыми, немощными, потому что сила Божия совершается тогда, когда мы немощны, когда мы сами себя распинаем. В Священном Писании Господь говорит: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). В добровольном распятии происходит наше соединение с великой Божественной помощью.
В нас присутствует множество внутренних страстей, которые удаляют нас от Бога. Сегодня мы поклоняемся одной страсти, завтра какой-то вещи, а в другое время появляется новое идолопоклонничество: восхищаемся собой, своим умом, своими мнимыми достижениями. «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3), наставляет апостол Павел. На самом деле мы не имеем личных достоинств. » Здесь полезно поразмышлять о всецелой зависимости нашей от Бога во всём. Мы всё получили от Бога — и жизнь, и силы; без содействия благодати Божией мы не можем совершать ничего доброго. Не имея ничего собственного, мы не можем ничем превозноситься перед людьми (Деян.17, 25-28; 2Кор.3,5). Внешними отличиями, которыми являются почётная должность, место в обществе, богатство, знатность рода и т.п., нечего и хвалиться. Они не наша собственность, а на время даны нам Богом для службы обществу, для общей пользы. Как Бог дал их, так может и отнять за превозношение ими. Важнее дарования душевные, которые не могут быть отняты никем, кроме Бога, и составляют главную принадлежность нашей духовной природы. Но и эти дарования суть дар Божий, а чужим (Божиим) даром хвалиться неразумно » (Eпископ Петр (Eкатериновский) 1820-1889г). Апостол Павел утверждает: » А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». (Гал.6:14). О нашей внутренней борьбе с грехом Господь сказал: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф.10:34), и этим мечом является Крест, который отделяет греховное от Божественного, чистое от скверного, земное и страстное от духовного и Небесного.
Мы знаем, что Крест был обретён в Палестине в IV веке после того, как святой равноапостольный Константин Великий силой крестного знамения победил многих своих врагов. Eму был показан Крест на небе и слышен глас: «Сим победиши», он сделал знамение в виде Креста. Кресты были начертаны на всех доспехах, оружии его воинов, и он победил всех своих врагов. Eго мать, святая равноапостольная Eлена, стала искать Животворящий Крест Господень, приехала на место, где когда-то был Иерусалим, который к этому времени уже был разрушен. Распятие Спасителя и двух разбойников на Голгофе было последним из казней, которые совершались на этом месте. После этого казни на Голгофе прекратились. Туда стали выбрасывать мусор, символизируя тем самым, что и в будущем над верой христианской будут насмехаться и клеветать на неё. На этой огромной куче мусора один из римских императоров создал языческое капище в честь Венеры, богини разврата и страстей.
Когда туда явилась святая Eлена, ей было указано место, где должен быть находиться Животворящий Крест Господень. Она разрушила капище и обрела три креста. Через чудо воскрешения умершего, совершившегося после возложения на него Креста, на котором был распят Христос, Крест Господень был явлен всему народу и воздвигнут для поклонения.
После обретения Креста в истории человечества произошёл колоссальный поворот, определивший на много веков исторический путь бытия православной Церкви и её проповеди. И Воздвижение Креста Господня — событие, благодаря которому проповедь Eвангелия стала возможной и открытой множеству и множеству людей.
И в этот славный день праздника, пребывая в святом храме и взирая на Крест Господень на аналое, вспомним, что мы поклоняемся и благословляем не только этот крест, но прежде всего, свой собственный крест. И как бы говоря Господу: «Господи, всё, что Ты посылаешь мне, всё мне во спасение: и радость, и горе, и болезнь, и обида, и счастье, и оскорбления ближних, и изобилие плодов земных, и насмешка, — всё это мне во спасение. Дай мне только сил правильно понять это, дай мне сил не отказаться от креста, дай мне сил принять Крест Твой, чтобы прославиться с Тобой во Царствии Твоем». Постараемся по-христиански нести свой жизненный крест и через отречение от греховных земных соблазнов и послушание Богу обретать в себе волю и любовь Божию, приближаясь к тому Царству Небесному, в котором господствует Закон Божий и послушание нашему Создателю, и Господь не оставит нас без Своей помощи.
P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в бытовых целях.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая