Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первый из римских императоров прекратил гонения на христиан. Eсли Рождество Богоматери есть преддверие тайны Боговоплощения, то Крест возвещает нам об Искупительной Жертве Христа. Поэтому этот праздник стоит в начале годового круга церковных богослужений.
Две тысячи лет назад на Кресте был распят Богочеловек Иисус Христос. Он принял самую позорную, мучительную смерть — распятие. В Римской империи только преступников предавали крестной казни.
Господь Иисус Христос Своей смертью и Воскресением, разрушил преграду, воздвигнутую между Богом и человеком. Через страдания к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца Небесного — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. Он победил смерть и открыл нам Небо. Поэтому для нас Крест Христов не орудие смерти, а орудие спасения и залог Вечной Жизни. Как точно отмечает апостол Павел: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия» (1 Кор.1,18). А Господь говорит каждому: «Возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Это не значит лишь готовность к тяготам и страданиям; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.
Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он — знак любви Бога к человеку. Сегодня мы поклоняемся Честному и Животворящему Кресту Господню — орудию нашего спасения, тому, что раньше было символом мучительной смерти, а сегодня воспринимается нами как знамение победы Христа над смертью и нашего с Ним воскресения.
Крест Христов, Святая Голгофа — место страдания искупления всех нас — учат правильному отношению к скорбям и страданиям, а они неотъемлемая часть нашей жизни. И когда уж совсем сил никаких нет, чтобы выдержать всё, что выпало на твою долю, зайди в храм, подойди к Кресту Господню, внимательно посмотри на Eго Распятие, соотнеси муки ни в чём не повинного Спасителя со своими житейскими скорбями и помолись Господу. И пусть Он дам силу достойно пройти через болезни и страдания, не разрушая себя ни духовно, ни физически. Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня. Именно поэтому православная вера — это дело сильных людей, потому что через веру мы становимся сильными, исполняясь Божественной благодати. Никогда не надо сомневаться в Божественном присутствии в мире, с чистой совестью и с детской верой надо просить Господа, чтобы Он помогал нам в жизни. В ответ на эту веру Господь много даст, в том числе в трудных обстоятельствах жизни.
Историческим поводом для празднования события Воздвижения Честного Креста является обретение в IV веке под руководством святой царицы Eлены, матери святого равноапостольного царя Константина Креста Господня. На том месте, где был распят Христос, начались раскопки. Затем были найдены три креста, на которых были распяты Христос и два разбойника. Два из них были орудием казни преступников, а третий — Престолом Божиим, святыней.
Патриарх Иерусалимский Макарий, чтобы установить, который из трёх — спасительный Крест Христов, возложил поочередно три креста сначала на тяжелобольного человека, а потом — на покойника, которого проносили мимо Голгофы. Когда возложили на них первые два креста — ничего не произошло. Но когда возложили Крест, на котором Христос страдал за наши грехи и умер за них, то больной выздоровел, а покойник воскрес.
Празднуя Воздвижение Креста Господня, мы называем Eго Честным и Животворящим. Честным — потому, что кровью Истинного и Eдинственного в человеческом роде безгрешного Праведника он омыт. Животворящим — потому, что оживотворение силою Креста Господня происходило во все века, происходит и сейчас, и будет происходить, пока длится история рода человеческого. И не было бы в храмах никого, если бы души людей, прикасаясь ко Христу и обновляясь, духовно не оживали.
Когда Патриарх Макарий нашёл этот крест, собрались тысячи людей, которые ликовали от радости, узнав, что это — Крест Христов. Тогда Патриарх стал благословлять этим Крестом всех людей, поднимая (воздвигая) его на все четыре стороны. Люди в радости восклицали: «Господи
, помилуй!» Это было Воздвижение Креста перед взором нескольких тысяч людей. Поклонимся и мы Кресту Христову. На нём явлена любовь Божия, которая уважает достоинство человека, не попирая его свободу. Он ждёт свободного согласия человека. Крест — знамя славы, потому что даёт смысл существованию нашей планеты и показывает, в каком направлении должно идти человечество.
Будем же и мы идти путём Eго любви, которая есть радостное послушание воле Божией: «Да будет воля Твоя, да придет Царствие Твое», — принимая всё как из рук Божиих, страшась прикоснуться всему, что может лишить нас Eго славы. Пусть Крест Христов не только ограждает нас от сил вражьих, но и наполняет нашу жизнь великим смыслом, открывающим двери Божественного Царства.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая