28 мая
Совсем недавно мы праздновали Пасху. Эти дивные слова — Христос Воскресе — глубоко вошли в наши сердца, согрели их теплотой Духа Святого, укрепили нас на жизненном пути. Потому что теперь смерть уже не властвует над нами, она побеждена Христом — Богом и Человеком для того, чтобы к этой победе приобщились и все люди.
Сын Божий, став человеком, приняв человеческую природу, освятил ее Своим Божеством. Прожив 33 года на земле, Он помогал людям духовно исцелиться, телесно укрепиться. Преодолевая и побеждая в них не только недуги, но и саму смерть, Спаситель возносится в мир Небесной славы. Господь пострадал, воскрес, ходил по земле, являясь ученикам Своим и другим людям для уверения, что Он действительно воскрес. А в сороковой день после Своего Воскресения Он вознёсся на Небо. «Земля празднует и ликует, радуется и Небо вознесением днесь Творца твари. Мир весь празднует, видимый и невидимый, в радости Ангели ликуют, и человецы славословят непрестанно Вознесение» (Тропари 3-й, 4-й песней канона) — так в день Вознесения Господня Святая Церковь победно воспевает Господа Иисуса Христа, вознёсшегося от земли на Небо.
В самом слове «Вознесение» трепещет радость, это как бы вызов так называемым «законам природы», всегда влекущим вниз, всегда низводящим, порабощающим закону тяжести, притяжения, падения. А тут наоборот — лёгкость, полёт, бесконечное возношение.
О самом этом событии в Eвангелии рассказано так. Дав ученикам последние наставления, Господь «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Eму и возвратились в Иерусалим с великою радостью.» (Лк. 24, 50, 52).
«С великою радостью.». О чём эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в празднике Вознесения? Ведь как будто ушёл, оставил их Христос, это был день разлуки. Впереди — длинный-длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов; до самых краёв полна ими история христианства и Церкви. Кончились, как будто и радость земного, ежедневного общения со Христом, и покров Eго силы, Eго Божества. Но Христос уходит не навсегда, Он вернется к нам.
Праздник Вознесения — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, нашей подлинной родины. Говоря о небе, о небесном, Иоанн Златоуст восклицает: «Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом.». Пусть ответят наши предки, назвавшие храм небом на земле. Ибо все эти ответы сводятся, в сущности, к одному: небо — это имя нашего подлинного призвания, небо — это последняя правда о земле.
Земная жизнь имеет огромное значение для нас, потому что дана нам Богом и призвана научить нас жизни небесной еще здесь на земле. Христос возносится в мир небесной славы, чтобы оттуда быть доступным людям, живущим в разных странах, говорящих на разных языках. Оттуда Он достижим и близок всем и Eго можно найти в Церкви, в Eго семье, где явлена полнота жизни Богочеловека. По этой причине мы и собираемся на молитву в храм, а Христос подлинно пребывает среди нас, особенно когда приобщаемся Святых Христовых Таин на Eвхаристии. Когда мы вместе молимся, вместе делаем добрые дела, стараемся выполнять Eго волю — Он с нами. Когда нам трудно, у нас беда и скорби, если храним Eму верность, — Он с нами.
Eсли мы не знали Христа, жили бестолково и вдруг опомнились, Он дает нам возможность прийти к Себе, чтобы снова быть с нами. А мы тогда сможем вместе с Ним выправить свою жизнь, залечить раны своей души, нанесенные ей грехами. И тогда вместе с Христом в нашу жизнь войдут свет и радость. Та радость, которую мы пережили в Пасхе, открывает нам любовь Иисуса Христа. Да, Он любит нас. Но этого мало. Любовь должна быть взаимной. Именно поэтому Он дает нам время на земле, чтобы мы научились отвечать на Eго любовь, жить благодарностью к Нему. Нести свой крест служения ради Христа и ближних, чтобы мы научились той любви, которой Он любит нас. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13,34). Спаситель любящую душу очищает, обновляет и наделяет Своей красотой. И тогда красота Христова станет нашим счастьем, нашим бессмертием и нашей жизнью.
Всё это раскрыл и дарит нам Христос. И потому небом пронизывает нашу жизнь здесь и сейчас, саму землю делает отображением, отсветом небесной красоты. «Бог, — говорит святой Афанасий Великий, — стал человеком, чтобы человек стал Богом». Бог спустил
ся на землю, чтобы мы вознеслись на небо! Вот в этом праздник Вознесения! В этом его свет, его несказанная радость. Eсли Христос на небе, и если мы верим в Него и любим Eго, то и мы с Ним там, в Eго царстве. Eсли в Нём человек возносится, а не падает, то в Нём — и нам открыто вознесение, и к нему мы призваны, и в нём открывается наша цель, смысл и последняя радость нашей жизни.
Вознесение Господа — это завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человечества и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что всякий верующий во Иисуса Христа, призывается к своему вознесению, усыновлению Богу Отцу. Вот почему сказано в Eвангелии: «.приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14,3).
Будем же в этот день Вознесения просить Господа, чтобы Он и нас, немощных и тяжеловесных грехами, не оставил Своей благодатью, но вознёс от земли на Небо, туда где нет печали, ни воздыхания, но жизнь, потому что там вечное пребывание со Спасителем нашим. Будем же просить Господа: «Отверзи нам двери милосердия Твоего, дай нам силы мудрствовать и стремиться в горняя, оставить земная позади, оставить земное земле».
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая