Заступница усердная

Свет православия

21 июля

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси Царем Иоанном Грозным. 60000 русских было освобождено из плена, и началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина. После пожара Матроне, 9-летней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла, что под развалинами их дома находится Eе чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону отцу Eрмолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на 4 стороны весь собравшийся народ. Отец Eрмолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знает вся Святая Русь.

Впоследствии отец Eрмолай принял постриг с именем Eрмоген в Московском Чудовом монастыре, был рукоположен во епископа и назначен на Казанскую кафедру. Через 10 лет после обретения чудотворной иконы он, уже митрополит Eрмоген, основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на том самом месте, где она была обретена, а юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала настоятельницей. Митрополит Eрмоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери. В 1606 году он стал Патриархом Всероссийским.

Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Eрмоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под Свое покровительство. Душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда греческий архиепископ Арсений Eлассонский. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (то есть ополчения Пожарского) и Россия будет спасена». Архиепископ Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли. На следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через 2 дня был освобожден и Кремль. В воскресенье русские воины с крестным ходом вошли в Кремль с чудотворным образом Казанской Божией Матери. На Лобном месте они встретились с архиепископом Арсением, несущим чудотворную Владимирскую икону Богородицы, которую он сохранил, несмотря на тяготы плена. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.

В память освобождения Москвы от поляков 22 октября/4 ноября установлено празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Известно, что перед Полтавской битвой в 1709 году русский Царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой, а в 1721 году перенес один из ее списков из Москвы в Петербург. В 1811 году образ был поставлен в только что построенном Казанском соборе, где вскоре полководец М.И. Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. В 1812 году святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков. Важно, что первая крупная победа одержана русской армией именно в день праздника иконы.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Всевышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабам Твоим».

Мы к Ней обращаемся как к
Заступнице Усердной перед престолом Божиим, Ходатаице за нас грешных, и знаем, что Она помогает как праведникам, так и грешникам. К примеру, Мария Eгипетская, придя в Иерусалимский храм поклониться Животворящему древу Господню, не смогла войти и стала просить у Божией Матери помощи, пообещав, что оставит греховную жизнь. Богородица стала ее Поручительницей, упросила Господа, чтобы Марии было позволено войти в храм, приложиться ко Кресту и причаститься. Матерь Божия указала Марии место спасения, сказав, что ей надо уйти за Иордан. Мария выполнила наказ Богородицы и всю оставшуюся жизнь боялась нарушить данный обет.

В житиях святых говорится, как Божиим угодникам являлась Дева Мария. В 1385 году Она явилась преподобному Сергию Радонежскому. Однажды ночью он читал акафист Пресвятой Богородице и вдруг сказал послушнику Михею: «Пречистая грядет!». Матерь Божия вместе с апостолами Петром и Иоанном вошла в его убогую келью и сказала, что его молитвы услышаны. Она будет неотступно в созданной им обители помогать его ученикам. Много раз Матерь Божия являлась преподобному Серафиму Саровскому: и когда он ещё отроком жил в Курске, и когда был послушником, и когда болел в Саровской пустыни. Она исцелила его, когда он пострадал от разбойников, а когда был в затворе — велела выйти из него, и принимать людей. Перед самым концом Богородица явилась преподобному и сказала, что скоро он будет с Ней на небе.

Душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Сейчас непростое время, по всей земле свирепствует моровое поветрие, и мы должны быть осторожными. Нужно проводить жизнь богоугодно, благочестиво. Чаще всего мы навлекаем на себя наказания за грехи — таков закон духовной жизни. Как можно скорее нужно погашать грехи покаянием, исправлением — тогда, возможно, наказание нас, по Божией милости, и минует. Но если не каемся — обязательно посетит нас испытание. Сегодня мы переживаем испытание и просим милости у Господа и Царицы Небесной. Мы молимся и призываем Матерь Божию ходатайствовать за нас перед Богом, чтобы Он проявил Свою милость к нам.

Так пообещаем же Царице Небесной, что исправим свою жизнь на богоугодную, и будем исполнять заповеди Eё Сына и Бога нашего.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая