21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных
Праздник и прославление Архистратига Божия Михаила и неисчислимого сонма Ангелов – это великий праздник для всей Православной Церкви. Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.
Из Священного Писания мы знаем Архангела Михаила как «князя», «вождя воинства Господня». На иконах он изображается в грозном и воинственном виде. На голове его шлем, в руке меч или копьё. Под ногами поражённый им дракон. Он вёл и ведёт непримиримую борьбу против дьявола и всякого беззакония среди людей. Поэтому его именуют Архистратигом, то есть старшим воином, вождём. Своей силой он охраняет верующих от всяких болезней, скорбей, скоро отзывается на зов о помощи нуждающихся.
В среде ангельского мира один из верховных ангелов – Денница – открыл в самом себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» — обращаясь этим призывом ко всем Ангелам.
В этом поступке проявились его личные качества: твёрдая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге, излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. Борьба была трудной. Ибо Денница был наделён великими совершенствами. Но силы добра превозмогли над силами зла. Денница свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана, свергнутый с неба, не перестаёт воевать против небожителей. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания. И потому они всю злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на всех верующих в Бога.
Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного защитника – победоносного вождя Небесных Сил. Надо помнить, что охранительный меч Архангела Михаила будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом, против которого борется Архистратиг Михаил.
В Откровении евангелиста Иоанна Богослова говорится, что когда все мы будем в Царствии Божием, то будем наречены особым таинственным именем, которое знает только Бог. Митрополит Антоний Сурожский так повествует об именах и Ангелах: «Каждому человеку дано имя; это имя для него – знак, что он под особым покровительством того или иного святого, и ещё – это призыв ему уподобиться тому, кому он поручен. Но имена человеческие, которые мы носим от крещения, не выражают нашу конечную сущность, потому что мы в становлении, мы постепенно вырастаем в ту меру, которой мы призваны достичь во Христе, Господе нашем Иисусе».
Архангелы и Ангелы носят имена, которые светозарно выражают и самую их сущность, и тайну познания ими Живого Бога. Вот мы слышим имена святого Архистратига Михаила, Архангела Гавриила, Архангела Рафаила и многих других. И каждый из них нам открывает тайну о Боге в её чистоте, но раскрывает перед нами и тайну собственного своего богопознания. Архангел Гавриил нам возвещает, что Бог спасает. Архангел Рафаил гласит о том, что Он – целитель, исцеляющий всякий недуг.
Ближе всех к нам ангел-хранитель. Он при крещении даётся каждому человеку для хранения его, как сказано в 90 псалме: «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Не только у человека, но и у каждой церкви, у каждого города, деревни, селения, народа, страны, государства есть также свой ангел-хранитель, содействующий нашему спасению, и разве что грехи наши отгоняют его от нас. Если мы будем бороться против грехов и молиться своему ангелу, то мы, умирая, увидим его, и он понесёт нашу душу через воздушные мытарства к престолу Божию, как сказал Господь в притче о богаче и Лазаре. Поэтому мы в силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути.
В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, что блаженный, проходя мимо некоторых домов, останавливался и бил по углам палкой, а у других – целовал углы. Его спросили, почему он это делает, и он сказал: «Я бью по углам тех домов, где живут богоугодно, потому что в этих домах бесы уже не находят себе места и всё ждут по углам, не проявится ли у людей, благочестиво живущих какая-либо слабость. Тогда они мигом набрасываются, вот их-то я и бью. А в домах, где живут нечестивцы, бесы хозяйничают, ангелы же стоят по углам. Их то, я и целую».
Но самый таинственный, самый великий в своём познании Бога — Архистратиг Михаил, имя которого значит «Никто как Бог» или «Един Бог». Эти слова – крик, весть, которые он приносит всему миру, не словом, а всем свои существом. Он говорит нам о том, что един Бог, никого нет подобного Ему, и только Ему мы можем и должны поклоняться.
Ангелы имеют преизбыток радости и благ, так как они живут одним Богом. Ангельское пение – это ликование Неба. Ведь Ангелы всегда с Богом, а разве может не ликовать тот, кто с Богом.
Архистратиг Божий Михаил всегда скорый помощник нуждающимся людям. В книге «Троицкие цветки с луга духовного» повествуется рассказ о его помощи. «Жена петербургского протоиерея Ольга Ивановна Беляева сообщила о следующем событии из жизни своего отца, ныне покойного протоиерея Иоанна Беляева. Отец Иоанн по душе своей был очень добр и милостив к бедным, смиренен и кроток сердцем, и ближнего своего действительно любил, как самого себя. С молодых лет он страдал неизлечимой болезнью – астмой и грудной жабой (стенокардия сердца). Приступы жестокой болезни были столь часты, что смерть грозила ему ежеминутно.
В один из великих праздников он шёл в храм Божий для служения. На пути от дома к храму лежал огромный камень. Подойдя к нему, он почувствовал себя плохо и без сознания опустился на него. В тот же момент он увидел перед собой Архистратига Михаила с огненным мечом и копьём, который сказал ему: «За твою любовь к Богу и ближним я умолил Всевышнего о даровании тебе совершенного здравия». При этом он своим копьём прикоснулся к его плечу и, всё внутри него наполнилось чувством жизни. В совершенном здравии он встал и пошёл служить Божественную литургию. С этого дня и до глубокой старости он не чувствовал сердечных приступов и умер совершенно от другой болезни».
Поэтому и мы будем стараться жить в святости и чистоте, и ангел-хранитель всегда будет с нами. Не следует забывать о наших небесных покровителях, станем постоянно и усердно молитвенно обращаться к ним, и они помогут нам стяжать чистоту душевную. А к концу жизни – достигнуть тихой пристани Христовой – райских обителей.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая