Апостол Андрей Первозванный — просветитель земли Русской

Свет православия

13 декабря православная Церковь совершает память святого апостола Андрея Первозванного. В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Eвангелия Святого проповедник, Российския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение ещё во времена апостольские.

Святой апостол Андрей первым из двенадцати апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему брата — святого апостола Петра (Ин.1:35-42). Родился он в городе Вифсаиде в Галилее. С юных лет отличался молитвенной устремлённостью к Богу; не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя. Когда святой Иоанн Креститель, указал на Иордане апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Eго Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом. (Ин.1, 36-37).

После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христа. После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошёл до Дуная, прошёл побережье Чёрного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и Бог воздвигнет много церквей и просветит святым крещением всю сию землю». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил Крест.

Помолившись, он поднялся ещё выше по Днепру и дошёл до поселений славян, где был основан город Новгород. Отсюда апостол прошёл через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем городе Константинополе — центре восточного христианства, основал Церковь. Он — просветитель и Византии. Святой Андрей прошёл все эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. На своём пути святой апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нёс людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса. Трудами святого апостола возникали христианские церкви, которым он рукополагал епископов и священство, «чтобы они учили народ и совершали таинства». Последним городом, куда пришёл святой апостол, и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патары. Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в этом городе. Недужные исцелялись, слепые прозревали. Пламенное слово апостола и чудеса просветили истинной верой почти всех граждан этого города. Эти и другие чудеса побуждали жителей города принимать от апостола Андрея крещение, но правитель города Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный правитель приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошёл на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к кресту. По преданию, крест, на котором был распят апостол Андрей, имел особую форму — был в виде буквы Х. Два дня апостол с креста продолжал проповедовать о Спасителе и Eго учении собравшимся вокруг горожанам, приводя многих к вере. Апостол Андрей Первозванный — великий пример того, что христианин не может хранить дар Божий для себя. Таков закон святости. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как не пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнёс: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой!» Яркое сияние Божественного света озарило крест и распятого на нём мученика. Когда сияние исчезло, святой Андрей Первозванный уже предал с
вою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его.

Несколько веков спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея.

Память о проповеди святого апостола Андрея свято хранилась на Руси. В 1030 году младший сын Ярослава Мудрого Всеволод получил в крещении имя Андрей и в 1086 основал в Киеве Андреевский монастырь. В 1089 году митрополит Eфрем освятил им построенный в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм с его именем. Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей.

Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всём протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим небесным покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил по времени учреждения орден Российской империи. Главный орден России, как и старший орден Русской Православной Церкви, назван в честь святого Андрея Первозванного. Этим орденом награждаются те, кто особенно отличился перед Российским государством, а церковным орденом — перед Русской Православной Церковью. Учреждение высших орденов имени святого Андрея Первозванного свидетельствует о глубочайшей традиции почитания святого апостола как просветителя нашей земли.

Святой апостол Андрей особым образом почитается и на российском флоте, который несёт свою службу под Андреевским флагом. Известно, что флаг российского флота имеет изображение креста, на котором был распят апостол Андрей. Этот апостол-великомученик — покровитель нашей земли неслучайно, потому что множество испытаний выпало на долю нашего народа за более чем тысячелетнюю историю христианства на Русской земле. Множество страданий, скорбей, гонений, казней и пыток было применено к тем, кто исповедовал Господа Иисуса Христа. И, наверное, всё это является неким знаком, обращённым и к нам: Господь призывает и нас быть верными даже до смерти Eго святому имени, повторить подвиг наших предшественников, если это потребуется. А мы сейчас переживаем совсем не мирные и благополучные времена. Хотя людям свойственно идеализировать прошлое. Действительно ли раньше — лет 30-40, мы были добрее, лучше относились друг к другу, или это нам только кажется? Ведь говорит же Eкклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Eккл.1,9). Во все времена люди грешили и каялись, спасались и погибали. Но, наверное, мы всё-таки когда-то были лучше, раз тогда не было пандемий, не гибли люди на фронтах. Слишком всё больно, трагично и непредсказуемо. Но прислушаемся к Предстоятелю Русской Православной Церкви — Святейшему Патриарху Кириллу: «Для того чтобы мы укрепились духом, сосредоточились, не позволяли своим эмоциям выплёскиваться и обижать окружающих нас людей, нам и надлежит вспомнить о подвиге апостола Андрея, просветителя Руси, просветителя всех племён, которые жили на нашей земле и которые объединились в великую державу Российскую. И пусть его молитвами хранит Господь Русь Святую, все государства на просторах этой Руси, весь наш исторический русский народ, который, живя сегодня в разных странах, по-разному себя именует. Но это тот самый народ, который был просвещён светом Христовой истины трудами множества святых, начиная с апостола Андрея Первозванного, — исповедников, мучеников, святителей, утвердивших веру православную в исторической памяти и сегодняшней жизни нашего народа. И их молитвами да хранит Господь всех нас».

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий