Старость — тягостная участь или дар Божий?

Свет православия

В преддверии Дня пожилого человека мы посвящаем этот материал людям преклонных лет, которые не знают, как правильно относиться к своему старению; чему отдать предпочтение в старости: отдыху или работе над собой — своей душой? Уверены, что и молодые люди найдут для себя в статье много поучительного, особенно те, кто тревожится вопросом: «Старики — это обуза или опора?»

К концу жизни человек слабеет силами. Он уже не может выполнять привычную работу. Как правило, к этой поре дети подросли и не требуют заботы, напротив, сами оказывают помощь родителям. Что же делать пожилому человеку? Давайте вспомним, как проводили преклонные годы наши предки: они не представляли себе бездеятельной жизни.

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3,19), — заповедал людям Господь. «Доколе не возвратишься в землю», — то есть трудиться надо до самой смерти. Только вот деятельность эта в старости несколько иная: отошла многозаботная, шумная жизнь большой семьи. Уже не так, как в молодости, тревожит суета мирских перемен. Верующий пожилой человек думает так: «Пусть себе бежит и меняется время, пусть спешат за ним молодые, а мне пора думать о Вечности. Вспомнить и восполнить то, чего я не успел за мирской суетой… «

Никто не знает сроков своей жизни. Умирают младенцы и отроки, юноши и зрелые мужи. Во всякое время мы должны быть готовы дать отчет о своих делах. Но если человеку посчастливится дожить до старости, пусть воспримет он последние годы, как особую милость — дар Божий!

Согласно Божиему плану, перемены жизни, разочарования, неудачи и скорби зрелых лет должны переориентировать человека, заменив приоритеты земной жизни ценностями Небесной.

Развитие и созревание плода нуждается в определенных климатических условиях. Подобно тому, как одного солнца недостаточно для его развития, так и одних только радостей и счастья явно недостает для совершенствования человеческого характера. Жизнь свидетельствует: трудности, скорби, страдания обогащают сердце человека. И чем больше оно вмещало их, тем значительнее может вместить подлинной любви. Старость, таким образом, это не злая и неотвратимая участь, она предназначена человеку промыслительно. Eсли правильно отнестись к своему старению, то этот период жизни становится завершающим периодом для воспитания характера и обогащения личности перед отходом в Вечность. Ибо часто, прожив честную трудовую жизнь, но, не стяжав навыка молитвы, поста, исповеди, церковной жизни, люди лишают себя последнего праздника и будущей награды…

Иногда мы укоряем молодых празднолюбцев в том, что они прожигают жизнь. Но у них есть надежда на перемену в перспективе. А у праздного старика — такой надежды нет! И если кто-то считает: «Я всю жизнь работала, могу хоть теперь отдохнуть», должен осознать: не для отдыха даны нам эти бесценные годы. «Трудись, доколе не возвратишься в землю», — заповедал Господь наш Иисус Христос. «Покой и праздность — гибель душе, и больше демонов могут вредить ей»,- читаем у преподобного Исаака Сирина.

Праздность порождает пересуды и сплетни, злоязычие и зависть, уныние и жалость к себе. Праздность может стать отправной точкой любого тяжкого греха. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Душа, не упражняющаяся в добрых делах, предается злым делам». А святитель Тихон Задонский писал: «Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит».

Кто-то из читателей, возможно, возразит: «Да уж, какие тут грехи на склоне лет?» А грехи все те же, что и в прежние годы: гордость, гнев, блуд, сребролюбие. Наивно недооценивать разрушительное действие сна человеческой души. «Бодрствуйте и молитесь, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5,8), — предупреждает апостол Петр. «… будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес.5,6), — призывает апостол Павел. Не случайно так настойчиво и многократно остерегает нас от духовного сна Священное Писание. Сон души — это вечная смерть. Старость — праздник души.

На память приходит случай, как оригинально и мудро распорядилась своими предзакатными годами знакомая старушка. Оставила она работу, когда ей было около 70 лет. И стала проситься у детей в Дом престарелых. Дети у неё были добрые, жили ладно, не ссорились, поэтому растерялись, услышав такое… «Что же это, мама?! Места в доме, что ли жалко или куска хлеба? Зачем такой позор: мать — в богадельню?» Но старушка крепко стояла на своём решении, и дети устроили ее в интернат. Ушла она туда, потому
что, как искренняя христианка, боялась бездействия и праздности. И во славу Божию послужила людям напоследок: уборщицей, санитаркой, сиделкой трудилась. «Присядет на полчасика на диванчик в коридоре и опять спешит куда-то. Скребёт-моет, моет-скребёт, — будто век не работала!» — рассказывали после ее смерти соседи по интернату. И молитвенница была изрядная. Царство ей Небесное, рабе Божией Марии.

Хорошим примером может послужить эта женщина тем, кто в преклонном возрасте, вместо того, чтобы задуматься о Вечности и Творце, стремятся к земному «покою», духовному бездействию: просиживают днями у телевизора, читают бесполезные книги, проводят в бестолковых беседах с соседками драгоценное время, данное Богом для Спасения. А некоторые в старости впадают в тяжкие грехи, создают невыносимую обстановку детям, выгоняют из дома…

В одном издании описан следующий случай из жизни. Интеллигентная женщина невзлюбила свою невестку за то, что та была верующая и сына её привела к Богу. Постоянно укоряла, что она, якобы, отняла у неё сына, а перед подругами и родственниками чернила. Сын с невесткой смиренно терпели её нападки, гнев, поношения, ездили к своему духовнику, просили его молиться о вразумлении матери. Невестка ежедневно читала Псалтирь: псалмы 26 и 34 — о защите от подобного зла. Молодая семья, по требованию матери, покинула родной очаг и ушла жить к незнакомой верующей женщине. Через месяц они получили известие, что свекровь заболела… Господь, видя, что свекровь не желает вразумляться, послал ей мучительную болезнь. И в этой ситуации дети остаются любящими и жалеют больную мать. Однажды невестка попыталась вывести свекровь на откровенный разговор и объяснила, что той надо бы в Церковь — покаяться в грехах, что Господь простит её и, возможно, даст исцеление. Но свекровь в ответ: «Я безгрешна! И не тебе судить о моей жизни». Невестка, по простоте души, сказала: «Как же безгрешны, когда на вас есть страшные грехи: аборты, прелюбодеяние — вы мужчину увели из другой семьи, осиротив и оставив без отца двух младенцев». Увы… — свекровь рассердилась пуще прежнего…

Так и умерла несчастная женщина в страшных муках, с гордыней в сердце и нераскаявшейся душой… Где теперь она? Только вот сын её и невестка не забыли о ней, горячо молятся в своих ежедневных молитвах Богу, чтобы Он — Человеколюбец, облегчил участь её заблудшей души.

Поэтому уделом пожилого человека должна быть молитва и милостыня. Там, где есть праздность, присутствуют демонические силы, которые толкают человека на страшные поступки.

В старости для человека, после многих дней труда, наступает суббота покоя — от житейских забот и страстей. Теперь можно исполнить давнюю мечту: съездить по святым местам — к святым угодникам Божиим. Можно побывать на престольных праздниках, у чудотворных икон; насладиться беседой с духовными людьми. Почитать духовные книги, просветить свой осуетившийся ум. Помолиться — не отвлекаясь, не торопясь. Побеседовать со своей совестью, испытывая её на забытые, невидимые прежде грехи. Господь милосерд! Он дал нам время очиститься покаянием и загладить милостыней ошибки. Он дал нам перед концом это время покоя и, может быть, даже телесной немощи для нашего спасения.

В среде православных христиан старость становится не тягостной участью, а настоящим праздником души. Светлая, мудрая, спокойная старость верующего — самый плодотворный период его жизни. И как пишет протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»: «Праведнику Господь даёт вместе с преклонными летами великую духовную силу и великую мудрость. Плод старости — мудрость. Старость, кроме всего прочего, развивает в человеке благодарность: за каждый новый прожитый день, за каждый час благодаришь Господа! Старость — великая милость, великий дар Божий! Господь Своей мудростью установил, чтобы первые люди жили чуть ли не по тысяче лет. У них расцвет несколько столетий продолжался… Но, когда человек обветшал и стал склонен на сильный грех, Господь убавил ему лета. И пророк Давид сказал: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь… » (Пс.89,10). В старости Господь дает время приостановиться, оглянуться, задуматься, принести плоды покаяния, передать духовный опыт молодым, наставить их на путь истины, дать им хороший пример своей жизни».

С точки зрения Неба все духовные победы осуществлялись, главным образом, не на проповеднических кафедрах, не на виду у народа, а в тайном месте молитвы челов
ека к Богу. Eдинственная сила, побеждающая зло и освобождающая душу из его смертных объятий, — это сила Духа Святого, а Дух Святой побуждается к действию силой молитвы. Тот, кто огорчается, что не обладает блестящими дарованиями, яркими талантами, кто даже прикован к постели или инвалидному креслу, напрасно расточает свои печали. Никакие страдания не бесцельны и все испытания — не случайны. Всё служит нашему спасению! В любом, самом отдаленном и уединенном уголке земли верующие люди, скрытые от взоров толпы, участвующие в духовном подвиге своею верой и молитвами, — значатся в «Небесной Книге» наравне с самыми прославленными и одаренными святыми подвижниками. Воистину судьбы мира — в руках безвестных молящихся! О таких людях в народе говорят: «Eсли в юности глаза христианина огнём горят, то в старости — свет излучают».

Главная задача старости -познать великую цель жизни, научиться любить и посвятить остаток дней молитвенному ходатайству за себя, своих близких, за весь мир. Молитва — это кропотливый труд. Вспомним пророчицу Анну «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк.2,37). А какие длинные записочки о здравии и упокоении подают пожилые люди в храме. Может, кто-то из них остался совсем один и теперь молится за усопших родственников.

Делился как-то опытом знакомый, сам искренний молитвенник: «Бывает день — так тяжело на душе, всё кажется плохо. А потом вдруг раз — и прошло уныние. Значит, помолился кто-то о тебе. Или бывает, совсем у греха стоишь, да вдруг опомнишься. И опять кто-то помолился…». Eсли вы испытывали такое светлое легкое чувство, вдруг неожиданно пришедшее на помощь вам, — знайте, что о вас кто-то молился. Молитесь и вы за ближних и знакомых… Пусть даже не пришлось вам раньше заботиться о душе своей — молиться, каяться, давать милостыню — сегодня, дожив до возраста разумного и ответственного, начните труд своего душевного спасения. И тогда скучная праздность сменится праздником, радостью о Господе. Старость ваша не будет уныла и жалка, а станет колыбелью для нового человека. И к вам тогда будут относиться слова Апостола Павла: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4,16).

Дорогие братья и сестры почтенных лет! Помните, что ваши родные и близкие, живые и умершие, ждут вашей помощи и молитвы. В своем преклонном возрасте вы ныне свободны от ежеминутной суеты трудовой и семейной жизни, у вас есть время помолиться о них…

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий