Успенский пост

Свет православия

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

14 августа, через месяц после Петровского поста, начинается самый короткий пост в церковном году – Успенский. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божией Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Однако по строгости Успенский пост не уступает Великому посту – растительное масло разрешается вкушать только по субботам и воскресеньям, а в остальные дни положено принимать только пищу растительного происхождения. Употребление рыбы и вина Церковь благословляет лишь в двунадесятый праздник Преображения Господня, который отмечается в 19 августа. Успенский пост длится две недели и заканчивается в праздник Успения Божией Матери — 28 августа по окончании Божественной литургии. Успение – это окончание земной жизни Богородицы. И Успенский пост – это прощание с Нею.

Церковь сохранила предание об этом событии, полном светлой грусти и нежной печали. Заранее зная о сроке Своей кончины, Богоматерь известила об этом апостолов, и они были чудесным образом на облаках принесены к месту Ее последнего упокоения. Простившись с апостолами, Она отошла в мир иной и была похоронена в пещере в Гефсимании. Но один апостол – Фома — по Промыслу Божиему не присутствовавший при погребении Божией Матери, придя в третий день в Гефсиманию ко гробу, горько плакал о том, что не удостоился прощания с Ней. Апостолы, желая доставить ему утешение, решили открыть пещеру. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни погребальные пелены и убедились, таким образом, в том, что Пресвятая Богородица с телом была вознесена на небо. А спустя некоторое время Она Сама явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». Обрадованные апостолы и все, присутствовавшие с ними воскликнули вне себя от восторга: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Таким образом, уверились святые апостолы и всей Церкви передали свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена в третий день по успении Своем и взята с телом на небо. Не случайно икона Успения изображает Ее лежащей на смертном одре и одновременно в виде запеленатого младенца, находящегося в руках возносящегося Христа.

Успенский пост примечателен тем, что он как бы пронизан тремя праздниками, посвященными Спасу – Господу Иисусу Христу.

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ УСПЕНСКОГО ПОСТА, 14 АВГУСТА, ПРАЗДНУЕТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ и совершается празднество Всемилостивому Спасу. По преданию, в Константинополе издревле был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отгнание болезней. С 1/14 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. Но празднество 1/14 августа установлено в 1168 году Константинопольским патриархом Лукою и Киевским митрополитом Константином при великом князе Андрее Боголюбском в память знамений от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а русского князя Андрея Боголюбского над язычниками, обитавшими в низовьях Волги. Случилось это в 1164 году. В первый день августа у греков совершилось сражение с сарацинами, а у русских с болгарами. В этот день после битвы в стане русских и греков наблюдалось дивное зрелище: от находившихся среди войска икон исходили лучи и осеняли полки. Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и об исходившем от святых икон сиянии. В знак благодарности Богу и был установлен этот праздник 1/14 августа с поклонением честному Кресту Христову и с торжественной службой Всемилостивому Спасу.

Согласно истории Руси в этот день 988 года принял крещение в Херсонесе Таврическом Киевский князь Владимир.

19 АВГУСТА ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТМЕЧАЕТ ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор – второй Спас.

Иисус Христос в беседах со своими учениками часто говорил им, что Ему должно идти в Иерусалим, там пострадать, а в третий день воскреснуть. Апостолы, хотя и верили, что Иисус есть ожидаемый Мессия, однако глубоко огорчались при мысли о Его страданиях и не могли допустить, чтобы сын Божий и Спаситель мира был унижен пред людьми и умер на кресте. Чтобы укрепить их веру и отвлечь от земных помыслов, Господь явил, троим из них Свою Славу. Будучи в Галилее, Он взошел на гору Фавор, взяв с собой апостолов Петра, Иако
ва и Иоанна, и, удалившись, начал молиться. И когда молился, лицо Его изменилось, и одежда Его сделалась белой, блистающей. И два мужа, Моисей и Илия, беседовали с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть: сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии».

Когда он говорил это, явилось облако и осенило их, и вошли пророки в облако. И был из облака голос, говорящий: «Сей, есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте». Когда был голос этот, остался Иисус один, и они умолчали, и никому не говорили о том, что видели.

Для понимания этого праздника имеет огромное значение присутствие при этом событии Моисея и Илии.

Моисей и Илия – не только величайшие святые, пришедшие поклониться Сыну Божьему во славе, не только праведники, которым Бог открыл Себя, они оба собой представляют Ветхий Завет: Моисей – Закон, а Илия – Пророков. Христос, как мы знаем, есть исполнение и Закона, и Пророков (Мф. 5,17). Они еще представляют всех живых и мертвых, ибо Моисей умер и неизвестно, где был погребен, а Илия был взят на небо живым, чтобы снова явиться и возвестить спасение Божье во Христе Мессии.

Итак, своим явлением Иисусу Христу на горе преображения, Моисей и Илия показывают, что Он и есть Спаситель, Сын Божий, и что это было засвидетельствовано Самим Отцом, Господом всей твари, Ветхого и Нового Завета, живым и мертвым.

Преображение Христово открывает и нам цель жизни, как нашей, так и всех людей и всего творения –быть преображенными и прославленными величием Самого Бога.

Освящая плоды в день Преображения Господня, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией; внушает, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.

В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья – те плоды, которые во время Литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название Яблочный Спас.

ТРЕТИЙ СПАС ПРАЗДНУЕТСЯ 29 АВГУСТА И ПОСВЯЩЕН ОН ПЕРЕНЕСЕНИЮ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В 944 ГОДУ.

Важность и значение праздника истекает не из самого события перенесения образа, а из воспоминания о тех необычайных явлениях милости Божией роду христианскому, какие соединены с обстоятельствами явления и прославления Нерукотворенного Образа. А также из вразумления нас о необходимости иконопочитания в деле нашего спасения. О происхождении Нерукотворенного образа Христа Спасителя известно следующее. Во время земной жизни Спасителя, исцелявшего всякий недуг и всякую язву в людях, некто Авгарь, князь Сирийского города Едесса, был тяжко болен. Он услышал о Христе, о чудесах, которые Он творил, и пожелал видеть Его, надеясь получить от Него помощь. Но болезнь мешала ему предпринять путешествие, и он отправил к Иисусу в Иудею с письмом живописца Анания. В своем письме к Иисусу Авгарь исповедовал веру в Сына Божиего, в его многочисленные чудеса, просил исцелить его и прийти и поселиться жить в его небольшом, но прекрасном и изобильном городе. Анании же поручил снять изображение со Христа, если уж Сам Христос не пойдет в Едессу. Анания прибыл в Иудею; но трудно было ему подойти ко Христу из-за множества народа, всегда следовавшего за Ним. Однажды Анания встал на возвышенное место и оттуда, всматриваясь, издали в лицо Спасителя, старался изобразить на хартии черты Его. Он долго трудился, но усилия его остались тщетными: никак не мог он изобразить сияющее небесной благодатью лицо Иисуса Христа. Господь Иисус Христос видел желание Анании и позвал его к Себе, назвав по имени. Он спросил письмо Авгаря и потом потребовал воды и полотенце. Умылся, отер лицо вчетверо сложенным полотенцем и отдал его изумленному Анании. На полотне осталось изображение лица Христова. Господь повелел отнести Авгарю это нерукотворенное изображение и послал ему письмо. Анания возвратился к Авгарю, который с радостью принял письмо и образ и тотчас почувствовал облегчение от болезни. Но следы проказы оставались на его лице до тех пор, пока не пришел обещанный ученик Христов. По вознесении Господа апостол Фаддей прибыл в Едессу и даровал Авгарю совершенное исцеление и крещение. Чудотворный образ Авгарь велел поставить над городскими воротами, на место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы ходящие через эти ворота воздавали поклонение Образу.

Явление Нерукотворенного Образа Хри
стова есть великое дело милости Божией, служащее для рода христианского несомненным утверждением к благочестивому иконопочитанию. Руководя нас к достодолжному почитанию святых икон, отцы Церкви так рассуждают: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней» (догмат 7 Вселенского собора). Изображение Христа Спасителя должно составлять для нас столь же величайшую святыню, сколь велико, свято и достопоклоняемо само лицо Спасителя. По таким же священным побуждениям должны мы чтить иконы Пресвятой Богородицы и всех святых, близких к Богу и нам непрестанно благодеющих.

Теперь, стоя перед иконою Господа Иисуса Христа и с благоговейной молитвой созерцая божественный лик Его, каждый из нас может ощущать близость Господа, непосредственно возносить пред Ним свои сердечные воздыхания о нуждах своих, благодарить за благодеяния и просить о прощении согрешений. В этом молитвенном обращении с Христом и состоит жизнь нашей души. А праздник Успения Божией Матери зовет нас к покаянию и глубокому изменению нашей жизни. Наполняет нас радостью и решимостью, следовать путем, которым надо пройти, чтобы достигнуть неба.

Любые страдания, любые жизненные удары имеют силу очищать душу, приближать ее к Богу, а потому делать ее лучше, чище, возвышенней. Кроме этих громовых ударов, которые Господь посылает для нашего спасения, угодно Ему было учредить спасительные времена, устроенные к тому, чтобы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе, о ее вечном спасении. Это посты. Святая Церковь Христова установила их четыре, расположив приблизительно через равные промежутки времени: весной – Великий, летом – Петровский, осенью – Успенский, зимой – Рождественский. Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спасению. Не нужно закрывать уши для этих мирных, благостных призывов Божией благодати и нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью. Успенским постом Церковь призывает нас к подражанию Божий Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Во время Своей земной жизни Пресвятая Богородица была славнейшая и прекраснейшая из всех земных жен, потому что Она Пресвятая Дева не только плотью, но и духом, потому что в Ее лице сосредоточены все сокровища благодати. Повторим слова святых отцов: « Поистине в Святой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенство Ее души… Она была смиренная сердцем, благомудренна в беседе; на слова не скора, говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна, поставляя не человека, но Бога своим судьею. К бедным и страждущим Она была милостива и никому не отказывала в помощи. Ее безусловное смирение и преданность воле Божией, непрестанная молитва, благодушное терпение тяжелых испытаний, сердечная теплота к ближним, постоянно проявлявшиеся в Ней от младенчества до успения, поставили Ее выше всех святых людей, выше даже сил небесных. Пресвятая Богородица предстоит пред престолом Господа с материнским дерзновением, и многое может молитва Матери к Ее Сыну и Богу нашему!» В лице Божией Матери мы все имеем нашу Небесную Матерь .Она дает нам мужество и силы устремляться к святости, к осуществлению нашего призвания. Потому в течение всей нашей жизни мы должны сражаться за чистоту своей души, часто исповедоваться и причащаться святых Христовых Тайн. В надеже, что и для нас придет время восхождения на небо.

И в праздник Успения Божией Матери мы особенно явственно ощущаем близость к роду человеческому Пречистой Божией Матери, Которая «во Успении мира не оставила». Будем же всегда уповать на Ее молитвенное предстательство за нас пред Спасителем. Будем и в радостях, и в печалях обращаться к Пречистой, прося Ее материнского заступничества пред Престолом Ея Возлюбленного Сына – Господа нашего Иисуса Христа.