Антипасха

Продолжаются святые Пасхальные дни. Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», потому что в этот день в первый раз повторяется вспоминание Христова Воскресения. Так как в мировой истории нет события более великого, чем Воскресение Спасителя, оно вспоминается не только раз в год, как все праздники, но каждый воскресный день. Антипасха — это первый воскресный день, в который обновляется празднование Великого дня Господня и называется в церковных книгах «неделею новою». Это воскресенье называется также Фоминым, потому что в этот день вспоминается явление Господа нашего Иисуса Христа в восьмой день после Своего воскресения ученикам и уверение апостола Фомы через осязание им ран Христовых.

Когда Господь явился апостолам в день Своего воскресения, по усмотрению Бога, с ними не было апостола Фомы. Радостная весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Eсли не увижу на руках Eго ран от гвоздей. и не вложу руки моей в ребра Eго, не поверю» (Ин.20,25).

Кажется странным, что Фома, который был готов умереть с Христом, когда Спаситель шёл в Иудею, чтобы воскресить Лазаря, не верит своим друзьям, которые говорят ему, что видели воскресшего Господа. Почему он им не верит? «Не потому ли, — повествует митрополит Антоний Сурожский, — что до святой Пятидесятницы, до того, как Дух Святой сошёл на апостолов, они оставались теми же робкими, часто не понимающими, часто колеблющимися людьми? Как он мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Eго воскресении было в том, что ученики ликуют и радуются, а сами остаются теми же самыми людьми, неизменившимися, ничем не отличными от того, какими были раньше? Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность, чем просто ликующие слова апостолов. Он понимал, что если воскрес Христос, то всё на свете изменилось, что последняя победа не за человеком, а за Богом. Что любовь покорила, а не ненависть, что мы живём теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошёл и его преобразил в мир Вечной Жизни, а не только тлеющей, порой долгой, но лишь временной жизни.».

Через восемь дней после этого Господь вновь явился Своим ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Поприветствовав их, по обычаю, миром, Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда. подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27).

Когда Господь стал перед Фомой, он уверовал, потому что в Спасителе было сияние Вечной Жизни. Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, Который был их Учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения — однако с руками и ногами, и боком, прободёнными гвоздями и копьём.

И, увидев Eго, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Eму и произнёс последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через всю нашу жизнь: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20,26-28).

Фома уверовал, что Иисус из Назарета и есть обещанный Богом Мессия. Первый из апостолов он увидел и уверовал, что его Учитель и есть Сам Бог! Бог, Которому служили его праотцы, Бог, Которому свою жизнь, без остатка, готов отдать и сам Фома. В нём родилась полнота веры.

Вера Фомы в Воскресение Христово основывалась на чувственном опыте. Указывая на это, Господь говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29). Господь открывает и всем нам высший путь к вере и ставит в пример тех, кто достиг и достигает силы веры, основываясь не на внешнем, чувственном опыте, а на опыте собственной духовной жизни.

Слово Божие падает на почву человеческой души и производит там своё действие. Eго можно не заметить, не обратить на него внимания, можно исторгнуть из своего сердца, как мешающее идти по накатанной дороге жизни. А можно прислушаться и попытаться осмыслить, какой резонанс евангельское слово вызывает в нашем внутреннем мире. Ведь если мы внимательно прислушаемся к себе, то Слово Божие заставляет зазвучать в душе всё самое лучшее и святое, что в нас есть. Eсли дадим семени Eвангельской вести пустить корешки внутри нашего сердца, то внезапно услышим, как самое светлое и радостное отзовётся внутри нашей души. Этот голос можно заглушить, и это будет наш трагический выбор. А можно прислушаться и начать настраивать на заданную тональность и другие струны нашей бессмертной души.
Это трудно и требует много сил, но если мы будет это делать, какая дивная музыка вечной радости начнёт в нас звучать, каким светлым будет становиться мир нашей жизни.

Мы знаем, что целью духовной жизни человека является его единение с Воскресшим Христом, созерцание Eго в глубине своего сердца. Воскресение Христа придаёт совсем другой смысл жизни и смерти. Теперь жизнь для нас — это общение с Богом, а не просто ряд исторических событий. Смерть для нас — это не только конец этой земной жизни, а обретение будущей вечной жизни. Внутренний мир людей устроен поразному. И каждому человеку в соответствии с его духовным устроением Господь даёт возможность найти собственный путь к вере в Воскресшего Спасителя мира. Лишь бы человек был честным перед самим собой. «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша», учит нас Церковь.

Прославляя Воскресшего Господа, мы просим Бога удостоить нас вечной радости, той радости, которую «никто не отнимет у нас» (Ин.16,22). Небесную радость ничто упразднить не в силах, поскольку источник этой радости в Воскресшем Спасителе.

В этот воскресный день православная Церковь прославляет апостола Фому, потому что он узрел Бога, и никогда уже не входили в его душу никакие сомнения. Он с радостью отдал жизнь за Христа. Церковь нам показывает, как велик подвиг веры, как трудно преодолеть наши сомнения, и укрепляет нас в нашем служении Богу и вере во Христа.

Поэтому, будем стремиться к Воскресшему Христу через соблюдение евангельских заповедей и совершенствование в христианских добродетелях. «Ищите и найдёте», — сказал Христос. Будем же неустанно трудиться над собой, усердно молиться, каяться, избегать греховных наклонностей и дел, чтобы стяжать чистоту сердца, ибо только чистые сердцем Бога узрят, и тогда наше маловерие и неверие превратятся в глубокую живую веру.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий