Блаженная Ксения Петербургская 6 февраля

Свет православия

Имя человека во многом определяет его судьбу и назначение в жизни. «По имени да будет и житие твое» — эти слова обращаются к каждому, кто принимает монашеский постриг, получая новое имя. Так, в жизни святых часто имя становится ключом к пониманию. Святая блаженная Ксения Петербургская во всей полноте исполнила тот подвиг, который обозначен в её имени.

Святой-покровительницей Ксении Петербургской была жившая задолго до неё и носившая то же имя преподобная Ксения, в миру Eвсевия, римлянка из богатой и знатной семьи. Желая всецело послужить Богу, она тайно ушла из дома с несколькими подругами и до конца дней своих совершала монашеский подвиг на чужой земле, устроив монастырь в местечке Милассе, в Малой Азии. Чтобы родители не смогли разыскать её, называла себя Ксенией, что означает «чужестранка» или «странница». Подругам своим сказала: «Вы знаете, что я странствую, оставив дом и родителей ради Бога. Отныне и вы зовите меня не Eвсевией, а Ксенией, так как я не имею здесь постоянного жительства, но, странствуя вместе с вами в этой жизни, ищу будущего».

И блаженная Ксения Петербургская странствовала по земле ради любви к Богу. Выйдя замуж за полковника Андрея Фёдоровича Петрова, Ксения Григорьевна и подумать не могла, что её счастливый брак продлится недолго. Супруг скончался внезапно, без христианского приготовления, оставив безутешно горевать 26-летнюю вдову. Пережив это потрясение, Ксения совершенно изменилась. Она, оставив все прелести и наслаждения мира, берёт на себя подвиг юродства, чтобы вымолить для своего мужа жизнь вечную.

На Руси юродивые отказывались не только от своего имущества, но и от дарованного Богом рассудка. При этом оставались людьми с устойчивой крепкой психикой. За странным поведением юродивых, их непонятными на первый взгляд поступками всегда скрывался глубокий смысл. Особенность подвига юродства заключается в том, что человек не просто отказывается от дорогих ему вещей или образа жизни, но — от самой своей личности, являемой в разуме. Представляясь безумным для окружающих людей, посвящает без остатка свою жизнь, поступки и мысли Eдиному Сердцеведцу Богу. Подвиг юродства являет собой величайшую высоту смирения, ибо ничем так не самоуничижается человек, как вольным отказом от разума. Мы можем не иметь средств, образования, работы, но у нас остаётся утешение в общении с другими, в глазах которых мы продолжаем оставаться здравомыслящими людьми. Не случайно сказано, если Бог хочет наказать человека, то отнимает у него разум. Что может быть страшнее для человека, чем потеря того, что делает его полноценным членом общества — разума. Юродивые и от этого отказываются сознательно. Но, принимая на себя вид безумных, умом стоят выше многих. «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». (1Кор. 1:19).

Достигнув крайней нищеты духовной, они уже на земле становятся причастниками Царствия Божия, всецело пребывая в Боге умом. Про таких апостол Павел говорит: «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:15).

Блаженная Ксения надела одежду покойного мужа и объявила себя «Андреем Фёдоровичем», уверяя, что умер не он, а Ксения Григорьевна. Когда одежда износилась, блаженная постоянно ходила в зелёной кофте, красной юбке, платке да худых башмаках, надетых на босу ногу. Целыми днями святая бродила по Петербургу. Отказывалась от милостыни, лишь иногда брала у добрых людей «царя на коне» — медную монетку с изображением святого Георгия Победоносца. По ночам коленопреклоненно молилась в уединении.

За великие подвиги блаженной Ксении Петербургской и её терпение Господь ещё при жизни прославил свою избранницу. Она сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Часто принимала участие в устроении жизни благочестивых христиан. В домах, куда она заходила, водворялся мир; обласканный ею больной ребёнок быстро выздоравливал. Тайно помогала святая Ксения строительству церкви на Смоленском кладбище в Петербурге — по ночам, в любую погоду, поднимала кирпичи и складывала их на лесах.

Через 45 лет после вступления на путь юродства блаженная Ксения отошла ко Господу и была похоронена на Смоленском кладбище. В скором времени люди стали приходить на её могилу помолиться об упокоении души блаженной и незамедлительно получали помощь и утешение свыше. Тяжко больные исцелялись; неразрешимые, казалось, семейные и житейские проблемы легко решались; те,
кто не мог получить желаемую работу, устраивались на хорошее место; пьяницы по молитвам своих жён исцелялись от пагубной страсти. Со всей России шли на кладбище письма с просьбами отслужить панихиду по блаженной Ксении и помолиться о даровании помощи в беде или же поблагодарить за оказанное благодеяние. Со временем над ее могилой возвели часовню. А во второй половине XX века Ксения была прославлена в лике святых.

Блаженная Ксения признавала для своей одежды лишь красный и зеленый цвет. В христианской символике красный цвет — цвет крови — есть символ жертвы Христа ради спасения мира, символ жертвы, приносимой мучениками; зеленый — цвет надежды. Эти цвета одеяния блаженной Ксении — также пророчество о великой жертве народа России и Русской Православной Церкви. Но есть и надежда на благословенный свыше исход совершающегося ныне как в России, так и во всём мире Божием.

Умножались скорби и беды Отчизны нашей — умножалась и благодатная помощь блаженной. И сегодня из уст в уста передаются случаи ее чудесной помощи. Вот одно из них. Во времена Великой Отечественной войны двое солдат находились в подвале дома. Неожиданно перед ними появилась странно одетая женщина с посохом в руке и сказала, чтобы они немедленно уходили, так как в подвале должен взорваться снаряд. На вопрос, кто она такая, ответила: «Я Ксения блаженная». Солдаты послушались её совета и спаслись от смерти: через некоторое время подвал был погребен под развалинами от разрыва снаряда.

Со дня кончины блаженной Ксении прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы Божией чудеса не иссякают, народная память о ней не исчезает.

Будем же и мы молиться, чтобы блаженная Ксения научила нас не прилепляться к этому миру. Мы, даже приходя в храм Божий, остаёмся полностью погружёнными в мирские дела. Известна история с блаженной Пашей Дивеевской: как-то к ней пришёл почтенный архимандрит после службы, а она его спрашивает о делах на его стройке. Он ей ответил, что сегодня целый день молился в храме. А блаженная Паша ответила ему, что он не молился, а о стройке всю службу думал. Так и мы в храм приносим мирскую суету. Давайте на примере блаженной Ксении учиться расставлять приоритеты, чтобы у нас на первом месте был Бог, а на втором — всё остальное. И тогда любовь к близким войдёт в симфонию Божественной любви. Любовь Ксении к своему мужу превратилась в Божественный огонь любви, которая спасла и её мужа.

Да поможет и нам всем Господь молитвами святой блаженной Ксении Петербургской, скорой помощнице всем, с верою и любовью к ней приходящим, откроем сердца наши для радости света и любви, которыми сияет её лик.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий