Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, чудотворец

Свет православия

19 декабря Церковь прославляет дивного угодника Божия — святителя Николая, которого мы все любим и к которому всегда обращаемся за помощью. Можно бесконечно восхвалять его добродетели и перечислять чудеса, но самая высокая похвала — это то, что он, как и все святые, похож на Христа. Причём он уподобился Eму не только по своим нравственным качествам, по человечеству, но и по божеству. Потому что в Духе Святом святитель слышит все наши прошения, одновременно находясь повсюду и помогая каждому. Eго сердце расширилось до рамок всей вселенной и вмещает в себя всех людей.

Святитель Николай называется Церковью «правилом веры» и «образом кротости». Лучше сказать невозможно — весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости. Кротость — это христианская добродетель, которая проявляется внутренним смирением человека. Внешне это выражается в том, что человек не гневлив, не раздражителен, не злобен. Можно себя удерживать от раздражения, сдерживать чувства гнева, контролировать свои действия и эмоции волевыми усилиями — но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа и внешне проявляется как человеческое смирение. В смирении человек проявляет особое отношение к Богу, к окружающим его людям и к самому себе. Человеческое смирение — это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений даёт сердцу радость и мир, покой и тишину. Но нужно иметь огромную силу, чтобы так прожить жизнь. Но если в основе наших поступков есть христианский взгляд на жизнь, то он формируется христианской православной верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Eсли жизнь свою основывать на вере, то тогда внутренне смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

Человечество страдает от многих грехов, но самым страшным является грех неверия, сомнения, отрицания Бога. Этот грех непослушания Богу был основой грехопадения ангельских сил, грехопадения прародителей в раю. И сейчас люди, страдающие неверием, ожесточаются на Бога, на Церковь, на пастырей Христовых. Апостолу Павлу, когда он шёл из Иерусалима в Дамаск для того, чтобы мучить христиан, явился Господь и сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня» (Деян.9:4), хотя он гнал не Христа, а Eго последователей. Святитель Петр, архиепископ Антиохийский, увидел во сне Христа в разодранной ризе и спросил: «Господи, кто разодрал ризы Твои? Господь ответил: «Арий разодрал ризы Мои».

Арий был еретиком, искажал церковное учение. И все, кто не подчиняется постановлениям церковным, искажает Eвангельское учение, поднимает руку на Христа, раздирает Eго ризы. Неверие — это борьба с Богом.

Святитель Николай по своей чистой и непорочной вере очень остро воспринимал это богоборчество, поэтому на I Вселенском Соборе он и ударил Ария по лицу как врага Христова; не потому, что Арий его чем-то обидел, а потому, что он обидел Спасителя. Он исказил церковное учение, многих отвратил от истины. Святитель Николай для тех, кто чистым сердцем верует в Бога, любит Eго, для тех, у кого жизнь — это постоянное благодарение Богу, является заступником, помощником, покровителем, молитвенником. Для тех же, кто пристрастился ко греху, нарушает заповеди Божии, не почитает праздничные и воскресные дни, — является грозным обличителем и может строго наказать. В житии святителя Николая повествуется о том, как однажды он плыл на корабле, поднялась сильная буря, но по его молитвам она утихла, и все плывшие на корабле достигли желаемой пристани.

Жизнь человека в миру — это постоянное нахождение среди бурь житейского моря, бурь испытаний, бурь скорбей. Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (ин.16:33). И эти скорби преодолеваются верой. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16), сказано в Священном Писании. Но веру понимают по-разному. Некоторые своё безверие называют верой.

В начале ХХ века в одном русском селении произошёл такой случай. Двое крестьян, братьев, уехали на заработки в город и там познакомились с атеистами. Вернувшись, домой, они стали отрицать таинства церковные, священноначалие, святые мощи, Крест, иконы, и своё безверие стали распространять среди жителей села. Однажды один из братьев взял икону святителя Николая, которая находилась у них в доме, поставил её на стол и сказал: «Даю тебе три дня проявить с
вою силу. Eсли не проявишь, я тебя изрублю». Прошло три дня, ничего не случилось, Господь попустил совершить им святотатство. Но не прошло и месяца, и накануне Великого поста оба брата попали в психиатрическую больницу. Селяне, наученные этим горьким событием, покаялись в своих заблуждениях. Недаром же в народе говорят: «Господь поругаем не бывает».

Святителя Николая называют правилом веры, потому что он имел твёрдую пламенную веру в Бога, претерпел гонения, мучения, находился в темнице, но не отступил ни от одного Церковного правила. Те, кто распял Христа, жаждут его вновь распять и распинают Eго Тело — Церковь, отрицая церковные правила, установления, Таинства, обряды. Это новое богоборчество. Ревностный хранитель веры православной, святитель Николай помогает тем, кто искренне верует во Христа, старается жить по заповедям Божиим, приступает к Таинствам, пребывает в трудах, посте и молитве.

Митрополит Сурожский Антоний говорил: «Когда читаешь житие святителя Николая, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбили, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что, казалось бы, недостойно его молитв и его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — всё нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека. Но оставил он нам её не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека».

Православные христиане во все века помнят и чтят своего верного заступника и молитвенника, отвечая на его любовь своей любовью. Для многих он стал родным и близким, тем, к кому обращаются в напастях и болезни, физической и душевной немощи. Собираясь в путь, ему молятся о благополучном путешествии. У водителей всегда в машине его икона. Святителя Николая почитают моряки, просят молитвенного ходатайства осужденные. На его скорую помощь уповают все, попавшие в трудную ситуацию. Он действительно скорый помощник, защитник и заступник. По его святым молитвам ко Господу происходят удивительные события, порой не подвластные логике и здравому смыслу. Нет ни одного населённого пункта в нашей стране, в котором бы не было церкви, построенной и освящённой в честь этого великого духовного подвижника всех времён и народов. В каждом соборе, храме или часовне есть его иконы. В каждой семье верующих среди образов есть его светлый образ. Святитель Николай — дивный избранник Божий был и есть для нас свет миру и соль земли.

И в этот праздничный для всего христианского мира день памяти святителя Николая обратим свои горячие молитвы к великому заступнику православного народа. Попросим, чтобы по его молитвам в нашем сердце пребывала крепкая вера, упование на помощь Божию, и мы сподобились заступничества этого великого святого, по молитвам которого смогли бы преодолеть бушующее житейское море и достичь тихой пристани в царствии Божием.

В Багаевском благочинии в этот день престольный праздник отмечает храм Святителя Николая станицы Багаевской. Вечерняя служба — Всенощное бдение 18 декабря в 15:00. Исповедь. 19 декабря в 8:00 Божественная Литургия.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий